Обзор и тестирование Radeon RX 5700: подкрепление прибыло!

Обзор и тестирование Radeon RX 5700: подкрепление прибыло!
23 мин
17
Товары в статье

Если постараться ответить на вопрос, что отличает компанию AMD от её основных конкурентов на поле центральных процессоров и видеокарт для персональных компьютеров, при этом не касаясь вопросов имиджа компании и её маркетинговой стратегии, то наиболее близким к истине окажется ответ «комплексность».

Ведь на данный момент AMD – единственная компания, предлагающая в десктопном сегменте не отдельные устройства, а целую экосистему, объединяющую и центральные процессоры, и чипсеты материнских плат, и видеокарты, и оперативную память… даже SSD под брендом AMD Radeon – не такая уж редкость на прилавках магазинов. Фактически, если пользователь задастся такой целью, можно собрать системный блок, в котором логотипов AMD не будет разве что на корпусе и блоке питания (вопрос целесообразности такой сборки оставим «за кадром»).

Но нужно заметить, что не всегда подобная универсальность идёт на пользу самой компании. Фактически AMD вынуждена вести постоянную войну на два фронта, причём её соперники в сегменте и ЦПУ, и видеокарт – более чем серьёзные.

Чаще всего это приводит к тому, что компания сосредотачивает большую часть доступных её ресурсов на одном из направлений, тогда как второе - старается выжимать максимум из уже доступных решений и наработок.

Примеров подобного в истории компании немало – но наиболее свежим в памяти и одновременно наиболее показательным будет феноменальный успех процессоров Ryzen на фоне практически полного отсутствия видеокарт Radeon в верхнем сегменте рынка и вынужденного долголетия семейства Polaris.

Почему наиболее показательным? Потому, что на деле у AMD были решения, способные на равных конкурировать с GTX 1070 Ti/GTX 1080, а впоследствии – и с RTX 2060/2070. Речь, разумеется, идёт о семействе Vega.

Номинально эти карты существовали: они появлялись в обзорах и даже иногда присутствовали на прилавках магазинов… но до конечных пользователей в больших объёмах так и не добрались. И, конечно, хотелось бы обвинить во всём майнинг, дефицит и взвинченные цены – однако только ли эти причины повлияли на рекордно малое количество нереференсных версий, представленных вендорами? Только ли этим объяснялся малый объём выпущенных карт и столь же малый объём, в котором они были представлены в прайс-листах розничных магазинов?

Разумеется, майнинг и вызванные им последствия сыграл здесь важную роль, однако стоит признать и вину самой AMD, которая, имея намного более удачный продукт, нежели предшествовавшие R9 Fury и R9 390, не смогла в полной мере насытить им рынок. Причём – как раз потому, что все ресурсы и все усилия сотрудников компании были сосредоточены на продвижении новых ЦПУ Ryzen.

В контексте этого новость о том, что одновременно с новой линейкой центральных процессоров Ryzen 3000 на рынке появятся и видеокарты на новой архитектуре RDNA, причём заменяющие собой как раз Vega 56 и Vega 64, не могла не вызвать интерес как у профильных изданий, так и у рядовых пользователей. Ведь мы уже видели, что случается, когда AMD ломает сложившиеся устои рынка.

Что будет, когда компания начнёт ломать свои собственные традиции – вопрос куда более любопытный.

Чтобы ответ на этот вопрос был наиболее полным, в руки к автору попали обе новинки AMD – Radeon RX 5700, позиционирующийся как современный аналог RX Vega 56 и RTX 2060, а также RX 5700 XT, призванный заменить RX Vega 64 и соперничать с GeForce RTX 2070.

В первую очередь интерес вызывает именно RX 5700: очевидно более доступный по цене, и попадающий в выгодный для себя сегмент. С него мы и начнём знакомство с новинками.

Знакомство с участниками

Как уже говорилось выше, RX 5700 является прямым наследником RX Vega 56 и конкурентом RTX 2060. Что любопытно, отечественная розница нетипично быстро отреагировала на появление этой карты, и на сегодняшний момент цена этой карты не сильно отличается от планируемых конкурентов:

Впрочем, заслуга здесь не только российских ритейлеров, но и самой компании AMD, снизившей рекомендованную розничную цену продукта буквально за день до его официального анонса. Как результат – типичный для нашего рынка сценарий, когда реальная розничная цена новинки заметно превышает стоимость аналогичных продуктов предыдущего поколения, здесь очевидно не срабатывает.

Это, безусловно, хорошие новости, но каковы шансы RX 5700 в противостоянии с Vega 56 и RTX 2060?

Если судить исключительно по количественным характеристикам, то RX 5700 кажется шагом назад по сравнению с RX Vega: количество универсальных и текстурных блоков соответствует RX 590/RX 580, и лишь блоков ROP здесь 64, а не 32, как у старших моделей Polaris.

Но, разумеется, когда дело касается настолько сложного предмета, как современные видеокарты или центральные процессоры, одни лишь паспортные характеристики не являются определяющими.

Одновременно с увеличением количества блоков ROP карты семейства Navi были переведены на использование памяти стандарта GDDR6 – той же самой, которая используется в GeForce семейства Turing. От дорогостоящей и мало распространённой HBM2 в данном случае отказались – но пропускная способность памяти даже возросла по сравнению с Vega, старшим же моделям Polaris такие цифры и вовсе не снились.

Сама архитектура RDNA, хоть и является дальнейшим развитием GCN, претерпела значительное количество изменений, направленных на повышение эффективности вычислительных блоков чипа, так что сравнивать Vega и Navi «по цифрам» - занятие заведомо неблагодарное (ниже мы рассмотрим особенности RDNA в отдельном разделе).

Наконец, если уж и касаться цифр – переход на 7-нм техпроцесс позволил существенно поднять рабочие частоты карт. Для сравнения: если для 14-нм Polaris «потолком» разгона считались 1500 МГц на графическом чипе, а 12-нм с трудом переваливали за 1600, то частота RX 5700 с завода колеблется между 1625 и 1725 МГц, в зависимости от температур и энергопотребления. Разгон же ГПУ Navi, как показывает практика, лежит в переделах от 2000 до 2200 МГц.

Разумеется, без детального изучения особенностей архитектуры RDNA всё это выглядит не столь убедительно. Поэтому – перейдём к соответствующему разделу.

Архитектура RDNA: в чём отличия Navi от Polaris и Vega?

Как и в случае с процессорами Ryzen, при разработке архитектуры новых видеокарт Radeon в основу был положен принцип гибкой масштабируемости: новые ГПУ со временем должны занять не только десктопный сегмент, включая встроенную графику, но и существенно усилить позиции компании в сегменте ноутбуков, а также встраиваемых систем.

Чтобы эта цель оказалась достижимой, RDNA разрабатывалась с прицелом одновременно на повышение вычислительной мощности и энергоэффективности.

Хотя RDNA сама по себе является новой архитектурой, в дизайне самих чипов Navi 10 прослеживается наследие GCN – как в Polaris и предшествующих семействах, чип строится из вычислительных блоков (Compute Units).

В «полноценной» версии Navi 10 таких блоков 40, у RX 5700 – соответственно, 36.

Название Dual Compute Unit в данном случае имеет самое прямое значение: в активе каждого блока CU уже не 64 шейдерных ALU, как у архитектуры GCN, а 128. Удвоилось и количество блоков растровых операций, что было поводом для критики в адрес Polaris на протяжении всего срока существования этого семейства.

Также на схеме можно обнаружить отдельный процессор обработки геометрии, состоящий из 4-х блоков, и четыре модуля асинхронных операций – наличие оных, как и удвоенное количество блоков ROP, роднит Navi скорее с Vega, нежели с Polaris.

Однако, что действительно отличает новинку от чипов предыдущих поколений – так это строение блоков CU, где удвоению подверглись не только сами массивы ALU, но и сопутствующее им «окружение»:

Как можно заметить, здесь удвоилось количество планировщиков задач и скалярных блоков, а также добавился отдельный кэш инструкций и скалярных данных. Причём, поскольку блоки теперь сдвоенные, общее количество новых блоков в Dual Compute Unit можно умножать на два.

Но, пожалуй, что более важно, чем изменения строения блока – это изменение режима, в котором он выполняет инструкции. CU в версии архитектуры RDNA умеют работать в двух различных режимах, в зависимости от типа нагрузки: wave32 или wave64, причём ширина блока SIMD по сравнению с архитектурой GCN увеличена с 16 до 32 слотов. Как результат – 32 потока инструкций обрабатываются за один такт, а не за четыре. 64 же потока рассматриваются как две задачи по 32 и выполняются параллельно.

Что это даёт нам в результате? Теоретически – серьёзное ускорение задач, связанных с графическими шейдерами и одновременно с этим – лучшее распределение задач между разными ALU. Если в GCN вполне вероятен сценарий, при котором часть ALU буквально простаивает, то в RDNA, благодаря возможности многопоточного исполнения, будут задействованы все вычислительные ресурсы чипа.

Помимо этого, на производительности должны сказаться и изменения, повышающие эффективность кэширования:

Каждый из DCU теперь обладает кэшем первого уровня объёмом 128 килобайт, скорость обмена данными с кэшем нулевого уровня удвоена, а объём кэш-памяти L2 увеличен до 4 мегабайт – что, кстати, странным образом роднит Navi с RTX 2060. Кроме того, обмен данными между кэшем L1, L2 и памятью видеокарты переведён на алгоритм сжатия без потерь.

Как результат – согласно заявлениям AMD, задержки при операциях кэширования удалось снизить более чем на 20%, а при операциях с памятью видеокарты – на 7-8%, что также неплохо.

Помимо изменений, касающихся производительности видеокарт, Navi предполагает и некоторое расширение мультимедийного функционала.

Блок вывода изображения имеет в целом аналогичный Vega функционал. Нативно поддерживаются интерфейсы HDMI версии 2.0b и DisplayPort версии 1.4 HDR. Разумеется, поддерживается и фирменная технология Freesync 2. Единственное нововведение — поддержка потокового сжатия Display Stream Compression для интерфейса Display Port, благодаря чему появляется возможность одним кабелем подключать 4K-мониторы с частотой обновления до 240 Гц или 8K-мониторы с 60 Гц. Возможностей стандартного Display Port для этого недостаточно.

А вот блок обработки видеоданных в Navi получил уже более интересный функционал, любителям контента высокой чёткости и всевозможных онлайн-трансляций тут есть на что обратить внимание:

Встроенный декодер обеспечивает улучшенное кодирование в формат H.265 при разрешении до 8K, обеспечивая при этом ускорение до 40% по сравнению с картами на предыдущих архитектурах. Кодирование видеоданных в 4K осуществляется при частоте кадров 60 FPS, а декодирование — до 90 FPS (или 24 FPS для 8K-разрешения). Видео в FullHD кодируется и декодируется в H.265 и H.264 вплоть до 360 FPS. А вот формате VP9 в Navi становится полностью аппаратным, а не гибридным (т.е. не задействует частично ресурсы процессора, как в Polaris и Vega), и декодируется в разрешении до 4K при 60 FPS.

Новые программные функции

Одновременно с выходом видеокарт на архитектуре Navi, AMD расширила функционал программного пакета Radeon Software. Помимо уже известных пользователям Relive и Wattman, добавляются следующие функции:

Radeon Anti Lag – функция, снижающая время отклика игры на действия игрока. Согласно информации, доступной на официальном сайте компании, делается это при помощи драйвера: очередь кадров на ЦПУ искусственно замедляется, подгоняясь под возможности видеокарты. В теории, при задействовании этой функции задержка в играх должна понизиться до 30%.

К слову, Anti Lag поддерживается не только на картах семейства Navi, но и на любых картах с архитектурой GCN (в минимальных требованиях указано семейство Radeon HD 7700) в играх, использующих API DirectX 11.

Radeon Image Sharpening – встроенный в драйвер алгоритм повышения резкости изображения (если угодно - фильтр), потребляющий минимум системных ресурсов, но при этом позволяющий заметно улучшить детализацию выдаваемой на монитор картинки.

Выглядит это примерно следующим образом:

Полезность такой функции очевидна для игр, задействующих алгоритмы сглаживания, которые сильно «замыливают» картинку. На данный момент функция доступна только для видеокарт на чипах Navi – но зато доступна везде, поскольку реализуется непосредственно в драйвере.

Для разработчиков же предлагается встраиваемая в игры технология Contrast Adaptive Sharpening, выполняющая ту же самую функцию, но уже на уровне игрового движка. На данный момент доступно повышение резкости картинки и фильтр масштабирования, позволяющий повысить чёткость изображения, отрисованного в меньшем разрешении, при выводе в большем:

Впрочем, как и во всех подобных случаях, успех этой технологии зависит от интереса к ней со стороны разработчиков, поэтому говорить о решении проблемы «мыльных» консольных портов пока что не приходится.

AMD Radeon RX 5700

Тестовый образец Radeon RX 5700 является референсным в самом прямом смысле слова: он выпущен под брендом AMD, и не имеет отношения к продуктам, выпускаемым вендорами. Соответственно, вендорская продукция может отличаться в плане упаковки и комплектации.

Внешний вид и дизайн

Дизайн референсных карт, как правило, не является каким-то откровением ни с технической, ни с эстетической точки зрения. К виду прямоугольного кожуха, скрывающего под собой радиатор и вентилятор тангенциального типа (он же – «турбина») пользователи привыкли уже с незапамятных времён.

Любопытно скорее то, что AMD, имея наработки весьма эффективной СО с вентиляторами аксиального типа, использованной на флагманском Radeon VII, тем не менее решила вернуться к старой конструкции с турбиной, а разработку более эффективных решений - целиком возложить на плечи вендоров.

С другой стороны, чипы Navi, производимые по 7-нм техпроцессу, и при этом обладающие куда более скромным транзисторным бюджетом, нежели Vega, по определению должны обладать и меньшим энергопотреблением – а значит, СО турбинного типа должна справляться с их охлаждением без лишнего шума.

Впрочем, об эффективности системы охлаждения RX 5700 мы поговорим позже в соответствующем абзаце. Пока же стоит признать, что с точки зрения дизайна, для референсной карты тестовый экземпляр выглядит довольно-таки неплохо:

Кожух турбины целиком выполнен из алюминия с выраженной текстурой, похожей на порошковую окраску – в реальности это выглядит привлекательнее, чем на фото. Дизайн предельно минималистичен: на кожухе выделяются только фактурные надписи Radeon и окантовка отверстия для забора воздуха турбиной, выполненная из полированного металла.

Какого-либо бэкплейта у карты нет, но в данном случае его наличие не обязательно: за жёсткость отвечают металлические детали кулера. И, хотя референсный RX 5700 в длину достигает 270 миллиметров, перегибы под собственным весом ему явно не грозят.

На боковой части карты также отсутствуют какие-либо элементы жёсткости. Как можно заметить, питается RX 5700 от комбинации из одного разъёма 6-pin и одного 8-pin, причём это характерно для всех карт референсного дизайна.

Вполне возможно, что «нерефы» будут использовать другие комбинации или даже меньшее количество разъёмов – как показывает практика, энергопотребление Navi даже в разгоне невелико по современным меркам, и RX 5700 в этом плане находится на уровне GeForce RTX 2060.

Набор разъёмов для вывода изображения довольно невелик – однако, опять же, мы говорим о референсном образце, карты вендорского дизайна вполне могут предложить иное количество и тип разъёмов.

В данном же случае предлагаются три разъёма Display Port версии 1.4 и один разъёма HDMI версии 2.0b. Вполне возможно, что такой набор обусловлен конструкцией самой карты: нетрудно заметить, что все разъёмы расположены в одну линию, чтобы не мешать выводу горячего воздуха.

Система охлаждения

Штатная СО RX 5700 – довольно хорошо знакомое в техническом плане решение, кулеры подобного типа встречаются на видеокартах уже далеко не одно поколение:

Основой кулера является жёсткая алюминиевая рама, накрывающая собой всю поверхность печатной платы и крепящаяся к ней в 17 точках. Эта же рама выполняет и функцию радиатора, отводя тепло от силовых элементов и чипов памяти. В свою очередь, на ней монтируются основной радиатор и вентилятор вместе с кожухом. Решение это далеко не новое, но вполне эффективное с точки зрения механической прочности карты и равномерного охлаждения её элементов.

Радиатор, снимающий тепло с графического чипа Navi 10, также выполнен по практически хрестоматийной схеме: теплосъёмником здесь является крупная медная испарительная камера, к её же поверхности припаян массив из алюминиевых рёбер.

Единственное настоящее новшество здесь – использование в качестве термоинтерфейса между радиатором и ГПУ карты графитовой термопрокладки Hitachi TC-HM03 – впрочем, этот же интерфейс ранее использовался в конструкции Radeon VII.

По своим паспортным характеристикам этот интерфейс превосходит даже самые именитые термопасты: теплопроводность, в зависимости от толщины прокладки, может составлять от 40 до 90 Вт/(м·K), тогда как наиболее зарекомендовавшие себя пасты с повышенным содержанием оксидов металлов редко переваливают за 12 Вт/(м·K).

Впрочем, как известно, паспортные характеристики редко определяют реальные возможности термоинтерфейсов. На практике же… в сети доступно немалое количество экспериментов с вышеупомянутым Radeon VII, и флагманские пасты справляются с переносом тепла не хуже.

С другой стороны – эксперимент известного энтузиаста, Романа «der8auer» Хартунга, в котором он заменил графитовую прокладку на жидкий металл, привёл к абсолютно минимальному выигрышу в температурах, так что в характеристиках и возможностях Hitachi TC-HM03 можно не сомневаться.

Можно ли заменить её на обычную пасту, если прокладка была повреждена при снятии СО?

Да, можно. Штатное винтовое крепление обеспечивает достаточное усилие прижима теплосъёмника к чипу, чтобы промежуточный слой пасты был минимален. Таким образом, о сервисном обслуживании референсных Navi можно не беспокоиться.

Печатная плата и силовая часть

После разбора Vega 56 печатная плата Navi выглядит на удивление традиционно:

Это вполне логично, ведь память теперь не распаивается на одной подложке с графическим чипом, а живёт на его периферии. К слову, память GDDR6 в данном случае набрана 8 микросхемами Micron 9GA77 D9WCW.

Система питания карты насчитывает 6+1 фазу, где 6 отводятся для питания ГПУ, а одна – для микросхем памяти. Как можно заметить, один набор микросхем на плане не распаян: очевидно, референсный RX 5700 использует ту же печатную плату, что и старший Radeon RX 5700XT, а все отличия между ними заключаются именно в количестве фаз питания.

VRM референсной карты выглядит как своего рода «привет» от семейства Vega – там также использовалось решение с буквально огромным запасом мощности. Правда, Navi, помимо готовности к экстремальному разгону могут похвастаться ещё и переходом на современную схемотехнику.

Вместо отдельных силовых ключей и драйверов здесь используются однокомпонентные каскады (power stages) производства ON Semiconductor и модели FDMF3170. Любопытно, что ранее подобные элементы использовались только в конструкции флагманских Radeon VII и GeForce RTX 2080 Ti. Остальные же модели семейства Turing используют менее эффективные каскады.

В чем здесь преимущество, помимо меньшего количества распаянных на плате элементов? Да в том, что каждый каскад FDMF3170 в отдельности может пропустить через себя ток силой до 70 ампер – а это по меркам видеокарт не просто много, а (непереводимая игра слов) как много.

В результате референсные Navi буквально «из коробки» готовы к любому экстремальному разгону с поднятием напряжения и ломанием лимитов энергопотребления. И вряд ли вендорам при разработке карт собственного дизайна имеет хоть какой-то смысл отходить от оригинального решения.

А вот в качестве контроллера здесь используется более чем знакомая схема International Rectifier IR35217 – она же применялась в ранее рассмотренной Vega 56, да и в огромном перечне других моделей видеокарт AMD.

Установка в корпус

Как упоминалось выше, в длину референсный RX 5700 достигает 27 сантиметров – и по современным меркам это не так уж и много. Карта менее чем на 3 сантиметра выступает за край материнской платы формата ATX, и в большинстве случаев не вызовет никаких проблем с установкой в корпус – даже в модели со стандартными отсеками под накопители.

Кроме того, как можно было видеть на фото выше, печатная плата референсного экземпляра имеет много незадействованного пространства – а значит, вендорам ничего не мешает выпустить более компактные версии.

В толщину карта, как от неё и ожидалось, занимает ровно 2 слота расширения. Проблем с установкой карт расширения в соседние слоты не возникнет, а вот что касается Crossfire – на данный момент эта функция для карт на чипах Navi заблокирована, причём исключительно на уровне драйверов. Решит ли AMD вернуть этот функционал – пока что неизвестно.

Соперники

Выбор соперничающих с RX 5700 видеокарт был предопределён как позиционированием новинки, так и её стоимостью на момент написания статьи: RX Vega 56 и RTX 2060.

А вот выбор конкретных моделей был обусловлен тем, что RX 5700 на данный момент представлен только в референсном дизайне, тогда как обе названные выше карты давно имеют нереференсные версии с гораздо более эффективным охлаждением.

Тем не менее, в данном случае было необходимо поставить все карты в примерно равные условия, и ради этой цели были выбраны следующие версии Vega 56 и RTX 2060:

MSI AMD Radeon RX VEGA 56 Air Boost OC

ASUS Turbo GeForce RTX 2060

Обе выбранных карты также оснащены CO турбинного типа – хотя и несколько различающимися по конструкции. Тем не менее, в таком случае они не будут иметь преимущества в плане температур и теоретического потолка разгона, которые имели бы нереференсные версии.

Тестовый стенд и методика тестирования

Тестовая конфигурация была идентична использованной в предыдущей статье о видеокартах:

  • Центральный процессор: AMD Ryzen 7 2700X;
  • Материнская плата: Gigabyte X470 Aorus Gaming 7 Wi-Fi (биос версии F40);
  • Система охлаждения процессора: ID-Cooling SE-214 RGB;
  • Термоинтерфейс: Arctic MX-4;
  • Оперативная память: G.Skill SniperX F4-3400C16D-16GSXW, 2x8gb;
  • Дисковая подсистема: SSD Apacer AP240GAS350 + HDD Western Digital WD10EZRX-00A8LB0;
  • Корпус: Corsair Carbide 270R;
  • Блок питания: Cougar GX-F750.

С целью избежать влияния технологий динамического разгона и управления частотой, множитель центрального процессора был фиксирован на отметке в 40, напряжение – на 1,35 вольта. Оперативная память в течение всех тестов работала на частоте в 3466 МГц со стандартными для неё таймингами 16-16-16-36.

Все тестовые карты работали в двух режимах – штатном и в режиме максимального разгона для конкретного экземпляра. Более подробно о разгоне и частотной модели обеих карт сказано в соответствующем разделе.

Тесты в синтетических бенчмарках проводились в разрешении FullHD при стандартных настройках графики. Тесты в играх проводились двух разрешениях – 1920x1080 точек (FullHD), и 2560х1440 точек (2K, QuadHD) при идентичных настройках.

Все тесты проводились из-под 64-битной Windows 10 Professional сборки 1903, с последними обновлениями на 17 июля. Использовались следующие версии драйверов: 431.60 для RTX 2060, 19.7.2 – для Vega 56, и 19.7.3 – для RX 5700.

Частотная модель, температурный режим и разгон

RX Vega 56

Как уже говорилось ранее в соответствующем обзоре, частотная модель любой карты из семейства Vega – это результат соотношения заводского лимита энергопотребления и напряжения на графическом чипе, причём последнее всегда сильно завышено.

С моделью от MSI пример ещё более показателен, чем с Gigabyte Gaming, поскольку штатный powerlimit у версии Air Boost составляет не 224, а всего лишь 165 ватт – что, разумеется, сказывается и на рабочих частотах. Как результат, при штатном напряжении в 1,2 вольта частота ГПУ под нагрузкой составляет всего лишь 1220 МГц.

Мириться с этим, разумеется, автор не пожелал, и при помощи утилиты OverdriveNTool карте был задан следующий режим работы:

На практике частота ГПУ под нагрузкой составила 1420-1440 МГц, что уже близко к паспортной частоте референсного экземпляра Vega 56 (1471 МГц).

В этом режиме карта становится достаточно холодной и если не тихой, то по крайней мере - терпимой. Пиковая температура составляет 75 градусов, максимальная скорость вращения вентиляторов – 2367 об/мин, или 49% от максимума:

Разгон в данном случае тоже ограничен штатным значением powerlimit. Поскольку к нему добавляется максимальный модификатор +50, вывести карту далеко за 200 ватт не получится при всём желании – а, следовательно, максимальные частоты будут зависеть от того, насколько удастся понизить напряжение.

В данном случае стабильность удалось сохранить в следующем режиме:

Максимальное энергопотребление карты составило 219 ватт, частота под нагрузкой держалась в пределах 1560 МГц – не рекордный разгон для Vega, но довольно неплохой редультат для референсного экземпляра.

Но, разумеется, обратной стороной разгона стало повышение температур и шума. И если первые выросли незначительно – 81 градус против 75 – то вентилятор раскручивался уже до 2961 об/мин, что серьёзно повысило издаваемый картой шум.

RTX 2060

Как и рассмотренная ранее RTX 2060 в версии Gigabyte Gaming, продукт Asus работает на штатной для этой модели базовой частоте – отличия обуславливаются динамическим разгоном. Впрочем, он здесь не сильно ниже – 1830 МГц против 1950 у карты Gigabyte.

По сравнению с Vega 56 от MSI, эта карта практически не издаёт шума – однако достигается это за счет алгоритма работы вентиляторов, имеющего явный перекос в сторону тишины ценой высоких температур. Так, в номинальном режиме вентилятор не раскручивается выше 1806 об/мин, но температуры в пике составляют 79 градусов – крайне высокий показатель по меркам RTX 2060:

Однако ещё более заметным этот перекос становится в разгоне.

Карту удалось заставить работать на 1505 МГц базовой частоты, однако под нагрузкой этот показатель в среднем равнялся 1995 МГц, иногда падая до 1960 и даже ниже. Дело в том, что температура графического чипа упиралась в лимит 87 градусов, и частоты автоматически начинали понижаться, чтобы удержать карту в пределах безопасных температур:

В играх, однако, частота колебалась между 2040 и 2070 МГц, в зависимости от конкретного тайтла либо сложности тестовой сцены.

Энергопотребление карты после разгона возросло со штатных 162 ватт до 193 – ничего удивительного, что турбина с таким алгоритмом работы уже перестала справляться со своими обязанностями. Максимальная скорость вращения вентилятора составила всего 2009 об/мин – то есть, ради сохранения тишины здесь допускается разогрев до температурного лимита.

RX 5700

Референсный образец RX 5700, что в высшей степени логично, работает на штатных для него частотах: базовая частота в 1625 МГц предполагает возможность повышения до 1725, память работает на базовой частоте в 875 МГц. К сожалению, на данный момент утилита GPU-Z не может в полной мере распознать характеристики Navi, но мониторинг частоты под нагрузкой показывает именно такие значения.

Точнее, в штатном режиме при пиковом напряжении в 1,022 вольта по данным Radeon Wattman, частота RX 5700 держится на отметке в 1670 МГц – как раз пограничное значение между базовым и пиковым.

Максимально зарегистрированное энергопотребление карты составляет 151 ватт, причём это в стресс-тестах, в играх значение падает до 142 ватт. Пиковый нагрев – 77 градусов при 2115 об/мин.

Впрочем, стоит особо отметить, что частота RX 5700 сильно зависит от нагрузки. Он гарантированно достигает максимальных значений при переходе в 2К, тогда как в FullHD в некоторых играх реальная частота может оказываться заметно ниже. Обратите внимание на частоту в Assassin’s Creed Odyssey или Far Cry: New Dawn в роликах, приведённых ниже.

А вот разгон Navi – занятие ничуть не менее интересное, чем в случае с Vega, однако дело тут не в снижении напряжения. Андервольт имеет место быть – так, в штатном режиме удалось понизить напряжение с 1.022 до 0.98 вольта, в результате чего частота ГПУ под нагрузкой приблизилась к 1750 МГц, а энергопотребление – снизилось до 138 ватт.

Однако реальный разгон Navi происходит по стандартной схеме – повышением powerlimit, частоты и напряжения на ядре. И здесь, в случае референсного экземпляра, пользователя и ожидает загвоздка.

Дело в том, что по умолчанию вы можете добавить +20 к powerlimit, но при этом частота ГПУ ограничена 1850 МГц – причём ограничена на уровне драйвера, и попытавшись выставить более высокое значение в том же MSI Afterbuner, вы с удивлением заметите, как ползунок автоматически возвращается в положение, соответствующее 1850 МГц. Разумеется, смысла в таком разгоне немного: разница в производительности получается весьма и весьма эфемерной.

Но, как уже не раз подтверждала история, попытки спрятать возможности продуктов AMD от тех, кто в них разбирается – самая бессмысленная и пустая затея из возможных. И сегодня, благодаря трудам Игоря Валлосека, главного редактора Tom’s Hardware, мы имеем возможность разгонять Navi через правку таблицы энергосостояний.

Точнее, разгона как такового при этом не происходит – мы лишь меняем верхний «потолок» значений частоты и powerlimit, и продолжаем пользоваться привычным софтом для разгона, выставляя конкретные значения.

В данном случае автор воспользовался умеренным вариантом, предполагающим повышение лимита частоты ГПУ с 1850 до 2100 МГц и лимита энергопотребления с +20 до +50. Для этого пришлось поднять напряжение до 1.19 вольта со штатных 1.022, энергопотребление карты под нагрузкой возросло до 231 ватта, но и частота повысилась до 2020-1980 МГц, что уже можно назвать серьёзным приростом по сравнению со штатным значением.

А вот скорость вращения вентилятора… практически не изменилась! Максимальное значение – 2148 об/мин против 2115 в штатном режиме. Разумеется, температуры при этом резко пошли вверх – но это и логично, учитывая повышение энергопотребления. Пиковое значение – 91 градус на чипе.

Разумеется, при ручной настройке скорости вентилятора температуры будут гораздо ниже – однако методика обзоров предполагает работу кулеров в исключительно автоматическом режиме, поэтому мы имеем то, что имеем. Как минимум, референсный RX 5700 остаётся удивительно тихим для своего класса.

Частотная модель, температурный режим и разгон(для тех, кто не умеет читать)

Для большей наглядности изложенные выше тезисы о частотной модели, температуре и в целом поведении карт в играх приведены ниже.

Синтетические тесты

3DMark Fire Strike

Unigine Superposition

Тесты в играх

Assassin’s Creed: Odyssey

DeusEx: Mankind Divided

FarCry: New Dawn

Mass Effect: Andromeda

Metro: Exodus

RAGE 2

Project CARS 2

Resident Evil 2 Remake

Shadow of the Tomb Raider

War Thunder

World of Tanks

Выводы

Выводы касательно Radeon RX 5700 можно строить, основываясь на его производительности. Она действительно неплоха – зачастую даже номинальный Navi быстрее разогнанной Vega 56, а если повысить частоты у новинки – её преимущество станет ещё более очевидным. Фактически, младший RX 5700 стоит сравнивать не с Vega 56, а с Vega 64 – и это более чем достойный результат, если учесть разницу в энергопотреблении и количестве исполнительных блоков у их чипов.

Однако делать выводы о производительности карты, основываясь лишь на характеристиках её референсного экземпляра – в крайней степени ошибочно. Производительность карт при прочих равных условиях зависит от их рабочих частот – а нереференсные экземпляры всегда отличаются лучшим разгоном.

Да и ценность RX 5700 заключается не только в его производительности, но и в том, что он вполне способен вернуть AMD те позиции, которые не смогла обеспечить Vega.

Отказавшись от пусть и далеко не плохой, но дорогостоящей и редкой памяти HBM2, AMD упростили вендорам задачу выпуска карт. Сама GDDR6 сейчас находится на пике своей популярности, и дефицит ей не грозит, разводка плат становится более традиционной – а, следовательно, и более понятной для разработчиков дизайна нереференсных карт.

И, кстати, с самими нерефами ситуация куда позитивнее, чем в случае с Vega: массовый выход карт альтернативного дизайна планируется уже во второй половине августа, что заметно быстрее, чем с предыдущим поколением. И к тому же, свои версии карт на чипах Navi уже представили вендоры, так и не осилившие выпуск полноценных нерефов Vega – к примеру, AsRock и MSI (да, называть Air Boost нереференсной картой – очень большое допущение).

Сама архитектура RDNA уже на данный момент выглядит весьма эффективной, и планы AMD на перевод всей своей линейки на единую архитектуру, без всякой дихотомии вроде Polaris/Vega, может вселять лишь оптимизм. Во всяком случае, писать драйвера и оптимизировать код игр под карты на одной и той же архитектуре будет проще, чем сразу под две.

Проблем с энергоэффективностью, благодаря оптимизациям архитектуры и переходу на 7-нм техпроцесс, RX 5700 также не испытывает, а учитывая маленький транзисторный бюджет и, опять же, отказ от дорогостоящей памяти в пользу более распространенной – есть все основания думать, что и цена карт имеет некоторый резерв для снижения в будущем.

Имеет ли смысл рассматривать RX 5700 для покупки, учитывая всё вышесказанное? Да более чем!

Можно, конечно, возразить, что Navi не поддерживает трассировку лучей в реальном времени и прочие алгоритмы сглаживания на основе машинного обучения – однако нужно иметь ввиду, что для того, чтобы реально воспользоваться этими функциями в современных играх, необходимо иметь видеокарту сильно выше классом – как минимум RTX 2070/2070 Super, а это уже совсем другие деньги. Что же касается RTX 2060 – как уже говорилось ранее, в ней эти функции присутствуют чисто номинально, поскольку их активация приводит к слишком сильному падению производительности даже в FullHD, не говоря уже про 2К.

Есть, разумеется, и RTX 2060 Super – но, во-первых, она также стоит других денег (32 тысячи всё же больше, чем 26), а во-вторых - с ней мы впоследствии сравним нереференс RX 5700, чтобы делать уже не умозрительные, а подтверждённые практически выводы.

17
Как вам материал?

    Комментарии 31

    Наслаждайтесь общением. Критикуйте сообщения, а не авторов. Меньше токсичности, больше любви ❤️

    Аватар пользователя
    4 года назад
    Изменено автором

    Хороший обзор. Разгон вызывает ту самую эйфорию, как разгон Celeron 1.8GHz до 2.8 GHz на сокете 478 в далёком 2002 году.

    Как я понял, оригинальная силовая часть хороша. Значит можно взять нереф с СО от ASRock на оригинальной плате. https://www.techpowerup.com/gpu-specs/asrock-challenger-d-rx-5700-oc.b7195

    График RAGE 2 куда-то съехал, не видно. И да, надеюсь следующие драйвера поднимут производительность новинки. В Metro Exodus уступает она Веге по средним кадрам.

    2
    Аватар пользователя
    4 года назад

    Графики поправил, спасибо.

    В Метро - да, есть такое. Но если смотреть в FullHD, то там тоже частоты ниже ожидаемых. Возможно да, дело в драйвере.

    0
    Аватар пользователя
    4 года назад

    А по разгону - если бы не архистранный алгоритм работы турбины, тут бы 2200 МГц было, и плата бы это выдержала без вопросов.

    2
    Аватар пользователя
    4 года назад

    Еще раз спасибо. Еще неясно, когда будут обзоры нерефов? Огромнейшее спасибо за инфу про редактирование SoftPowerPlay Table, не мог долго определиться, приценяться к 5700 хт или к обычной, у второй смущали очень низкие частоты, но, как оказалось, теперь этот дело поправимое.

    0
    Аватар пользователя
    4 года назад

    "их активация приводит к слишком сильному падению производительности даже в FullHD, не говоря уже про 2К."

    А разве это не одно и то же?

    0
    Аватар пользователя
    4 года назад
    Изменено автором

    Бедненький роман , его любимку унизили, но он пытался . Нвидия головного мозга не лечится , также как и интел.

    0
    Аватар пользователя
    4 года назад

    А ведь придётся ещё и обзор RX 5700 XT как-то пережить...

    -1
    Аватар пользователя
    4 года назад

    Для этого тебе еще придется победить новый редактор. #янешмох

    0
    Аватар пользователя
    4 года назад

    Watch me.

    0
    Аватар пользователя

    Интересно, сколько ещё 56 вегу поддерживать будут?

    0
    Аватар пользователя
    4 года назад
    Изменено автором

    если 5700 сравнивать то надо сравнивать с 2070, а 2060 в реальных пк показывает худшие результаты, что вполне можно найти на ютубе

    -2
    Аватар пользователя
    4 года назад
    Изменено автором

    Такой вопрос к автору- ты постоянно утверждаешь что игровые AMD в вычислениях, в том числе и в рабочих программах типа 3 DsMax, Maya и подобных показывают себя лучше аналогов nVidua. Ok. Ну а где хоть один тест подтверждающий это? Может сделать тестирование и сравнение в таких программах для тебя нереально сложно?

    -2
    Аватар пользователя
    4 года назад

    Эту флягу порвало, несите следующую.

    -4
    Аватар пользователя
    4 года назад
    Изменено автором

    Спасибо за труд.

    Цэ перемога - нi, цэ зрада (сказали бы братья-славяне :)))

    Нам предлагают ту же V56, только в 2 раза дешевле по себестоимости, в полтора раза меньшим потреблением - единственно ощутимый плюс - и на 20% дороже (в одном и том же российском магазине).

    Ура....

    -2
    Аватар пользователя
    4 года назад

    О, главный тутошний фанатик амудэ уже запилил обзор))

    -6

    Стало ещё труднее врать в комментариях, не так ли?)

    0
    Аватар пользователя
    4 года назад

    Если 56 вегу пошить в 64, это даст прирост в сражениях с 5700?

    0

    Если стариков похоронить по простому, то похоронных хватит нынче на компьютер внуку

    0