Как выбрать VR-систему


Одна из самых ожидаемых игровых технологий — VR — потихоньку становится реальностью. VR-cистем производится все больше, их возможности растут с каждым месяцем, да и цены на них уже не выглядят запредельными. Как выбрать VR-систему, какие ее характеристики важны, а какие — не очень? Ответы — в этом материале.
Параметры изображения
Казалось бы, чего особенного в изображении VR-очков? Просто очередной дисплей очередного гаджета со знакомыми характеристиками и принципами их выбора. Но нет, тут есть некоторые тонкости.
Разрешение
Как обычно, чем выше, тем лучше. Правда, в остальных гаджетах разрешение уже перешагнуло предел, за которым отдельные пиксели становятся неразличимы. Подробнее об этом можно почитать здесь. А вот в случае с очками VR большинство пользователей жалуется на эффект «комариной сетки» — хорошо различимы не только пиксели, но и пространство между ними.
И это при том, что разрешение большинства очков на первый взгляд выглядит неплохо. От 2880х1600 до 4320х2160 — получше, чем у топовых смартфонов. В чем дело?
В том, что очки претендуют на захват всего поля зрения, а не маленькой его части, как в случае со смартфонами. Избирательность зрения среднего человека составляет примерно 1 угловую минуту, а поле зрения — 210 градусов по горизонтали и 140 по вертикали. Получается, что разрешение, при котором пиксели начнут сливаться, составляет 12600х8400! И это при размерах экрана не больше, чем у обычного смартфона. Пока что нет ни таких дисплеев, ни видеокарт. И пиксели в VR-очках будут видны на любой модели.
Поэтому сейчас разрешение в VR-очках — один из важнейших факторов. Тут можно привести аналогию с мониторами и видеокартами в 90-х годов. Основным игровым разрешением тогда было 320х200. Именно в таком разрешении миллионы людей упоенно играли в Doom. И каким же прорывом казалось на этом фоне разрешение 640х480. С очками примерно так же — увеличение разрешения очень сильно влияет на эффект от картинки. Намного больше, чем, например, в видео — переход от 2К к 4К.
Угол обзора
Один из способов снижения требований к разрешению — снижение угла обзора. Стоит горизонтальный угол обзора уменьшить с 210º до 100º и пикселей по горизонтали для их незаметности нужно уже всего 6000 вместо 12600. Производители утверждают, что это вполне приемлемо, ведь область зрения, в которой человек видит объекты более или менее четко и того меньше — всего 60º. Вот только при снижении угла обзора возникает неприятное ощущение, будто вы смотрите на окружающий мир через трубу или водолазную маску. Это ощущение так и назвали — эффект водолазной маски.
Но если не скашивать глаза, он начинает проявляться только если угол обзора меньше 120º. Именно поэтому у лучших VR-очков угол обзора составляет 120º, а у топовых моделей — 140º и даже больше — вплоть до 200 º. Но не забывайте — чем больше угол обзора, тем больше должно быть разрешение.
Частота обновления экрана
Здесь все стандартно. Чем выше частота обновления, тем плавнее движение объектов на экране. Но ставить этот параметр в приоритет не стоит:
- Во-первых, на эффект погружения он влияет меньше, чем разрешение или угол обзора.
- Во-вторых, разница между частотой обновления в 75Гц и 100Гц будет заметна только тогда, когда видеокарта может стабильно выдавать больше 75 FPS. Если этого нет, то лучше потратиться на апгрейд видеокарты, чем гнаться за высокой частотой обновления.
Датчики и контроллеры
VR-системы — это не только 3D-видео. Это еще и взаимодействие с окружающим миром. Без этого полного погружения достичь не удастся. Все взаимодействие можно разделить на две части:
- изменение изображения при движении, поворотах и наклонах головы;
- отслеживание движений рук, ног и тела игрока.
Все это обеспечивается с помощью датчиков, расположенных в шлеме или в базовых станциях, контроллерах и трекерах.
Встроенные датчики
- Гироскоп отслеживает положение шлема VR относительно земной поверхности. Когда вы наклоняете голову, изображение в очках VR тоже синхронно наклоняется. Это происходит благодаря гироскопу.
- Акселерометр (точнее, комплект из трех акселерометров) отслеживает передвижения шлема в пространстве. Акселерометр и гироскоп работают в комплексе, обеспечивая точное и быстрое распознавание любых движений головы.
- Магнитометр отслеживает положение шлема относительно магнитного поля Земли. Он обычно используется для повышения точности при сложных движениях головы.
- Датчик приближения измеряет расстояние от линз до лица пользователя. У простых моделей он используется просто для определения момента, когда очки надеты. У моделей посложнее линзы могут подстраиваться под расстояние до глаз для большей четкости изображения.
- Датчики отслеживания предназначены для слежения за объектами реального мира и их связи с виртуальностью. Так, с помощью датчика отслеживания, очки могут предупредить об опасном приближении к стене или мебели. Также именно с помощью датчиков отслеживания фиксируется положение контроллеров и трекеров.
Базовые станции в комплекте
Датчики отслеживания могут быть расположены на самом шлеме. Это упрощает (и удешевляет) систему, но тогда у датчиков появляются обширные слепые зоны. Например, такой датчик «потеряет» контроллер, если вы заведете руку за спину или просто отведете ее вбок, смотря в другую сторону.
Другой принцип отслеживания — установка датчиков на базовых станциях, расположенных по сторонам от игрока на некотором расстоянии. В такой системе все движения отслеживаются четче и точнее, а контроллеры не пропадают из поля внимания системы при любом их расположении относительно игрока. Такой вариант предпочтительнее, но цена его выше. Кроме того, для базовых станций нужно найти место в комнате.
Контроллеры и трекеры
Контроллер VR-системы — это не совсем обычный контроллер. Да, функции его те же, что у игрового контроллера. Нажимая кнопки на нем, вы активируете те или иные игровые возможности. Но самое важное в них, что они существуют в обоих мирах: и реальном, и виртуальном. Датчики отслеживают положение контроллеров и отрисовывают их в VR. С их помощью можно выделять объекты виртуального мира, указывать на них, перемещать их и т.д.
Трекер — специализированный контроллер, отслеживающий положение частей человеческого тела и передающий их в систему. С помощью трекера можно считать положение рук и ног, пальцев рук. С его использованием пропадает необходимость в контроллере. Например, взять предмет в руки теперь можно не нажатием соответствующей кнопки на контроллере, а просто движением пальцев. Это способствует погружению в виртуальность, но значительно увеличивает требования к вычислительной мощности ПК и к самой игре. Пока игр, полноценно поддерживающих трекеры, совсем не много. Да и стоимость VR-системы с трекерами уж очень внушительна.
Синхронизация с устройствами и минимальные требования
Большинство VR-систем не являются самостоятельными устройствами. Они лишь отображают подготовленное изображение и передают информацию о своем положении. Обработка это информации и подготовка изображения происходят на некотором центральном устройстве, в роли которого может выступать смартфон, игровая приставка или ПК.
Синхронизация с устройством
- Смартфон. Следует понимать, что вычислительные мощности даже топовых смартфонов сильно уступают ПК. Поэтому ожидать от таких VR-очков возможностей, как на связке ПК+VR-система, не стоит. Качество изображения точно будет хуже, потому что мощных видеокарт с поддержкой 3D в смартфонах нет.
- Игровая приставка. VR-очки, сопрягающиеся с игровой приставкой по возможностям вполне сравнимы в компьютерными. Основная разница — такие VR-очки могут работать только с «родной» приставкой и играть на них можно только в оригинальные игры для этой платформы. Зато нет никаких проблем с совместимостью и требованием к ресурсам.
- ПК. Самые топовые модели и основной рынок игр с поддержкой витруальной реальности пока сориентированы на компьютеры. Но компьютер компьютеру рознь, а виртуальная реальность — штука очень ресурсоемкая. Поэтому на многих ПК очки будут «тормозить» а некоторых и вовсе не заработают. При выборе очков для ПК обязательно обращайте внимание на минимальные требования.
Минимальные требования к ОС
Все просто, если у вас система более ранней версии, чем указано в минимальных требованиях, VR-система не заработает. Переходите на новую ОС.
Минимальные требования к памяти, к видеокарте и к процессору
Здесь — как с минимальными требованиями к играм. Если очки требуют минимум GTX 970, это не значит, что при наличии у вас этой видеокарты все будет «летать». Это значит, что простые игры еще пойдут, а вот в игры посложнее придется играть «на минималках» или наслаждаться «слайдшоу» в динамических сценах. То же относится и к памяти, и к процессору. Если вы только собираетесь приобретать ПК для знакомства с виртуальностью, сразу «прицеливайтесь» на пару-тройку ступеней выше, чем минимальные требования.
Варианты выбора VR-систем
Если вы хотите играть в 3D-игры со смартфона, а возможностей простых 3D-очков вам уже недостаточно, обратите внимание на VR-системы, сопрягающиеся со смартфоном. Но имейте в виду, что при «взрослой» цене они во многом уступают системам, сопрягающимся с ПК или игровыми приставками.
Степень погружения в виртуальность во многом зависит от качества картинки. Поэтому для наилучшего эффекта выбирайте среди моделей с большим разрешением и углом обзора.
Наличие контроллеров в комплекте позволяют взаимодействовать с объектами игрового мира, делая его почти реальным.
Если в игровой комнате у вас достаточно места, выбирайте среди моделей с базовыми станциями в комплекте. Такие VR-системы намного лучше отслеживают положение контроллеров и трекеров.
Если у вас не самый производительный компьютер, а делать апгрейд вы не планируете, выбирайте среди не самых требовательных моделей.
Комментарии 7
Наслаждайтесь общением. Критикуйте сообщения, а не авторов. Меньше токсичности, больше любви ❤️
Выбрать VR систему очень легко, просто купить Oculus Quest 2. В данный момент это лучшая система для ознакомления с VR. Хоть официальная цена и подросла на 100 баксов, на известной барахолке у проверенных продавцов они ещё есть по нормальным ценам.
Единственная сложность на данный момент это активировать его, т.к. фейсбук у нас запрещён и придётся использовать обходные пути.
Ну а самое главное преимущество это то что игры можно запускать с самого шлема даже не имея мощного игрового компьютера. Так же игры можно с компа запускать, при этом если есть современный wifi то можно без проводов транслировать картинку на шлем.
сейчас всё просто, если ты не энтузиаст или у тебя особые запросы то бери Oculus Quest 2 - в среднем по больнице это однозначно лучший вариант и очевидный выбор для новичков. если готовы терпеть провод и хотите получше картинку то HP G2. остальные все, на данный момент, не имеют смысла для рядовых пользователей. Вообще материал крайне слабый и особо новичкам не поможет в выборе, много совершенно бесполезной информации(видимо вода для объёма) и много чего просто не описано, вряд ли автор является VRэнтузиастом
для зщктрги какая подойдет?🙈