Как выбрать игровой монитор

Как выбрать игровой монитор
12 мин
39
Товары в статье
Содержание

Если вы собираете ПК предпочтительно для игр, то мощная начинка — только половина дела. На качество гейминга напрямую будет влиять и монитор, ведь именно он выводит изображение. Насколько оно будет детализированным и насыщенным зависит от выбранной модели монитора. На что обратить внимание при покупке игровых моделей — в нашем материале.

Диагональ и соотношение сторон

В первую очередь необходимо определиться с габаритами. Если большой монитор физически поставить негде, то, возможно, вам нет смысла даже рассматривать их к покупке.

От диагонали экрана напрямую зависит удобство отображения картинки — насколько большими будут элементы на экране и в целом как много места перед вами займет дисплей. В продаже имеются мониторы от 23 до 55 дюймов.

Соотношение сторон — еще одна важная составляющая. В целом ассортимент игровых мониторов предлагает соотношение сторон 16:9 и 21: 9. Более редкие — 32:9.

При выборе диагонали учитывайте ряд факторов:

  • хватит ли места на рабочем столе для установки такого монитора; как близко вы сидите перед экраном — слишком большая диагональ может быть неудобной: придется часто вертеть головой и перенапрягать зрение;
  • насколько у вас мощная видеокарта — большая диагональ, как правило, сочетается с высоким разрешением.

Модели на 24‑25 дюймов — минимальный вариант для гейминга. Стоит рассматривать в том случае, если у вас совсем мало места или вы сидите очень близко к экрану. Игровые мониторы 27‑30 дюймов — универсальное решение для большинства геймеров независимо от предпочитаемого жанра. В этом диапазоне самый большой выбор как в разрешениях, так и в цене. Мониторы больше 31 дюйма могут обеспечить максимальный уровень погружения, а также отлично подходят для других задач (работа в нескольких окнах и со спецсофтом), но они дорогие, занимают много места, и далеко не все игры могут быть адаптированы под такие модели.

Соотношение сторон 16:9 можно назвать универсальным — такие мониторы отлично подойдут для игр от третьего лица, стратегий с видов сверху и различных 2D инди-проектов.

Мониторы 21:9 (Ultrawide) дают существенное преимущество в шутерах от первого лица, поскольку предлагают куда больший угол обзора. Такая ширина также обеспечивает большую степень погружения в гоночных симуляторах и некоторых стратегиях. Поскольку такой монитор фактически заменяет собой пару, то и работать в программах видеомонтажа намного удобнее.

Если средства позволяют и вас не смущает широкая картинка, то можно выбирать между моделями с разрешением сторон 21:9, особенно если вы предпочитаете преимущественно шутеры. Однако перед покупкой вам нужно знать о нескольких нюансах.

Во-первых, ультраширокие мониторы не лучшим образом подходят для игр с насыщенным интерфейсом. По сравнению с 16:9 элементы становятся практически миниатюрными, а также вынуждают постоянно водить взглядом в разные стороны из-за расположения по краям. Это увеличивает нагрузку на глаза.

В шутерах или гонках подобной проблемы обычно нет, поскольку все внимание сконцентрировано на центр экрана, а на элементы интерфейса игроки смотрят намного реже.

Во-вторых, под Ultrawide мониторы адаптированы далеко не все игры. Например, интерфейс будет располагаться не по бокам экрана, а ближе к центру. Иногда это вызывает дискомфорт и смотрится неестественно.

В некоторых случаях по бокам так и вовсе будут черные полосы, например, при проигрывании кат-сцен.

Если вы регулярно играете в какие-то конкретные соревновательные игры, то убедитесь, что у них нет проблем с ультраширокими мониторами. Для максимально разноплановых геймеров стоит взять проверенные мониторы с 16:9 — с ними вам не придется беспокоиться о каких-то проблемах с интерфейсом или разрешением.



Разрешение

Разрешение экрана — это количество пикселей по горизонтали, умноженное на количество пикселей по вертикали. С точки зрения гейминга — чем больше, тем лучше. При выборе разрешения необходимо согласовывать с имеющейся видеокартой.

1920 × 1080 пикселей (FHD, Full HD) — минимум для гейминга. Стоит рассматривать покупку такого монитора, если у вас относительно слабая видеокарта уровня RTX 3060 или вы большей частью играете в шутеры с нетребовательной графикой (CS:GO, Valorant и т. д.).

2560 × 1440 пикселей (2К, QHD, WQHD) — оптимальный вариант для гейминга, 2К разрешение позволяет раскрыть все красоты игр и требует относительно доступной видеокарты уровня RTX 3070 или новее.

3840 × 2160 пикселей (4K UHD) — дает максимально детальное изображение и предъявляет огромные требования по железу. Покупайте только в том случае, если у вас мощная видеокарта уровня RTX 4080 и вы нацелены запускать в том числе ААА-игры с фотореалистичной графикой.

В продаже имеются мониторы и с другими разрешениями — 2560x1080 и 3440x1440. Это ультраширокие модели, которые фактически представляют собой условные 1,5К и 2,5К. Нагрузка на видеокарту будет немного выше за счет наличия дополнительных пикселей.

Помните, что апскейлинг может ощутимо снижать качество картинки. Если ваше железо не тянет 2К монитор и в ближайшее время вы не будете обновляться, то лучше купить качественный FullHD.



Частота обновления и время отклика

Восприятие картинки во многом зависит от того, как быстро будут сменяться между собой кадры. Плавность особенно актуальна для динамичных сцен.

Частота обновления (частота вертикальной развертки) матрицы измеряется в герцах и показывает, сколько раз в секунду матрица способна менять изображение. Высокая частота обеспечит максимально плавное движение на экране и актуальна для динамичных игр — шутеров и гонок.

Для гейминга оптимальным считается частота от 120 до 165 Гц. Причем для динамичных игр лучше сразу искать монитор на 144 Гц и выше. Самые дорогие модели предлагают 240 и 360 Гц, но ценник у них кусается.

Высокая частота обновления экрана будет бесполезна, если видеокарта не сможет выдавать требуемое число кадров в секунду. В этом случае вас ждет эффект заикания (stuttering), когда монитор будет показывать одни и те же кадры.

Параллельно смотрите на время отклика пикселя — чем оно ниже, тем меньше общее размытие. Слишком большое время может приводить к нескольким эффектам — «гоустинг» (появление остаточного шлейфа от объекта), а также Black Smearing (остаточный черный шлейф). Насколько все это будет заметно глазу — зависит от частоты и конкретных игр.

Общего стандарта измерения нет — в характеристиках могут писать разные величины:

  • GtG — демонстрирует время переключения пикселя между оттенками серого — от 90 % до 10 %. Проблема в том, что производители иногда сами выбирают между какими оттенками замерять время переключения. В целом является более честным показателем по сравнению с другими.
  • MPRT (motion picture response time) — время отображения объекта на экране до полной смены кадра.

В характеристиках нередко указываются маркетинговые цифры — реальное время отклика обычно не соответствует заявленному. Например, если в MPRT написана «1 мс», то это указывает лишь на наличие режима стробоскопа. Чтобы повысить визуальную четкость движения, каждый второй кадр отображается черным, тем самым улучшая плавность картинки.

С ростом частоты также уменьшается и время отклика

OLED-мониторы имеют минимальное время отклика и самую высокую цену. В заявленных характеристиках фигурируют 0,1-0,5 мс. На втором месте стоят модели с TN матрицей — они могут похвастаться GtG =1 мс, хотя на практике это значение немного больше. Высокоскоростные IPS медленнее предыдущих, хотя нередко в характеристиках заявлены 1 мс. Реальные значения обычно 4 мс и больше. VA матрицы самые медленные.

Например, IPS матрица с частотой 120 Гц (5 мс GtG) показывает лучшую четкость в сравнении с VA-матрицей с частотой 165 Гц (1 мс MPRT). Это явный пример, что не стоит ориентироваться исключительно на числа.

Для синглплеерных игр и тем более неторопливых стратегий гнаться за минимальными значениями смысла нет. Для динамичной картинки важно минимальное время отклика — старайтесь искать мониторы с GtG = 1 мс и частотой не ниже 144 Гц. Нелишним будет отдельно изучить обзор понравившейся модели, чтобы уже точно оценить реальные значения. Дешевый IPS монитор или модель с VA матрицей обычно не могут обладать быстрым временем отклика.

Функция овердрайва. Время отклика можно уменьшить функцией «овердрайва», которая способна сократить реальное время переключения пикселя.

Однако слишком агрессивный «овердрайв» приводит к «овершутингу» — пиксель «перескакивает» заданное значение яркости и тратит время на возвращение. Выливается это в появление высветленного шлейфа. Соответственно, если производитель указывает минимальное время отклика для режима овердрайв, то будьте готовы, что он может приводить вот к таким эффектам.

«Задержка ввода» подразумевает время, которое проходит с момента нажатия на клавишу до отображения соответствующего действия на экране. Обратите внимание, что этот параметр не связан напрямую с предыдущими и в характеристиках монитора не указывается. Адекватной для шутеров считается время до 70 мс, а для более размеренных игр — вплоть до 130 мс.



Тип матрицы и покрытия

В мониторах используются несколько типов матриц: TN, MVA/VA, IPS или OLED. Каждая имеет свои преимущества и недостатки.

TN матрица отличается слабой цветопередачей и плохими углами обзора. Если смотреть на экран под слишком большим углом, то легко можно заметить паразитные оттенки. Однако именно TN предлагает минимальное время отклика в паре с большой частотой 240-360 Гц. Такие мониторы подойдут исключительно для соревновательных шутеров, где важна максимальная скорость.

Сравнение матриц TN и IPS — у первой четко видны искажения цветов:

IPS матрица — универсальный вариант практически для всех жанров игр. Предлагает хорошие углы обзора и цветопередачу, но частота дисплея для большинства моделей не превышает 180 Гц. Есть модели и на 240 Гц, но они единичные и дорогие.

Игровые мониторы некоторых производителей оборудуются быстрыми IPS-матрицами — Fast IPS или Rapid IPS. Они могут посоперничать по скорости с TN, но и стоят ощутимо дороже.

VA матрица — это альтернатива IPS, которая предлагает лучшую контрастность и насыщенный черный цвет. Однако такие мониторы страдают некоторыми неприятными эффектами — ступенчатым переходом цветов, смазыванием на черном и не только.

При выборе между VA и IPS матрицами отталкивайтесь от бюджета. IPS в среднем стоит дороже за счет больших углов обзора и лучшей цветопередачи, так что подойдет для красивых игр. Матрицы VA в свою очередь имеют отличную контрастность, что будет важным, если вы любите играть в темноте.

Разница IPS и VA в цветопередаче и контрастности:

OLED матрицы — самые дорогие и пока относительно редкие, но сочетают в себе преимущества всех предыдущих. Минимальное время отклика, отличная контрастность и цветопередача. Выбор моделей скромный и большая часть из них имеет диагональ от 30 дюймов.

Главная проблема OLED — это выгорание пикселей. При активной эксплуатации с этим можно столкнуться уже через 3-4 года. Ценителям игр с большими статичными элементами интерфейса OLED стоит избегать. Эффект выгорания может накапливаться, и шанс получить на месте иконок деградацию пикселей реально существует.

Матовое или глянцевое покрытие экрана? Матовый экран отлично поглощает попадающий свет, не бликует на солнце или под лампой. Именно поэтому глянцевые экраны стали редкостью.



Важные технологии

Что делать, если частота обновления крана и выдаваемый видеокартой FPS сильно разнятся? Если не хотите испытывать разрыва экрана или других проблем с картинкой, то обязательно ищите мониторы с G‑Sync (Nvidia) или FreeSync (AMD). Они обеспечивают динамическую синхронизацию частоты обновления монитора с частотой кадров в игре. Для шутеров это практически обязательная функция. Обратите внимание, что G‑Sync мониторы работают в паре только с видеокартами Nvidia, в то время как FreeSync можно активировать в паре с любыми видеокартами.

В играх есть вертикальная синхронизация (V‑sync), которая ограничивает максимальный FPS игры до частоты монитора. Но от статтеров эта мера не защищает. Именно поэтому наличие G‑Sync/FreeSync для высокочастотных мониторов так важно.

Если говорить про FreeSync, то есть несколько версий помимо стандартной — Premium и Premium Pro. Первая предлагает более комфортную работу на низких частотах, а Pro версия имеет поддержку HDR.

Альтернативой вышеописанных технологий также является Adaptive Sync. Однако ее особенность заключается в том, что работает она только через Display Port.

Flicker Free и Less Blue Light — технологии для защиты глаз. Снижают усталость от мерцания и вредного синего света. Учитывая, что геймеры могут проводить непрерывно шесть и более часов за экраном, эти функции практически обязательны.



Что еще влияет на изображение

Все вышеописанные параметры являются приоритетными для игрового монитора. Остальные хоть и влияют на восприятие, но уже не так заметно.

Яркость. Большинство моделей предлагают от 250 до 400 Кд/м². При дневном освещении вам вполне хватит даже 250 Кд/м², но большая яркость делает картинку насыщенной. При необходимости вы всегда сможете понизить яркость через настройки.

Контрастность. Обеспечивает насыщенный черный цвет. Большей частью определяется типом матрицы. Для IPS типичные значения 1:000, матрицы VA предлагают лучшую контрастность — от 1:3000 до 1:4000. Однако в играх не всегда даже можно увидеть разницу в значениях, разве что в темных сценах и ночных миссиях.

Динамическая контрастность дополнительно задействует подсветку для получения еще большой разницы между черным и белым. Например, имеются мониторы с контрастностью от 1М:1 до 100М:1 (М — миллион). На практике такой прирост — лишь маркетинговая уловка и разницы в играх вы даже не заметите.

HDR. Изображение в HDR выглядит более насыщенным и «полным», однако HDR не включает в себя гарантию определенного цветового охвата.

Вы можете легко запутаться в наименованиях. HDR-10 — это стандарт, подразумевающий глубину цвета 10 бит. Названия «Display HDR XXXX» — это стандарты VESA, которые поддерживают HDR с указанием пиковой яркости, но не гарантируют использования тем самых 10 бит.

Например, DisplayHDR 500 подразумевает поддержку HDR 8 бит+FRC. FRC — это увеличение числа оттенков за счет покадрового изменения яркости субпикселя. Такой прием создает иллюзию новых оттенков, но не сравнится с настоящими 10 битами. А вот стандарт DisplayHDR 1000 подразумевает уже поддержку именно HDR10 и пиковой яркости в 1000 Кд/м².

Для использования преимуществ HDR вам потребуется не только монитор с этой функцией, но и соответствующая игра. Как правило, гнаться за 10 битами есть смысл только для красочных AAA-проектов, поскольку именно там будет ощутима разница, но далеко не всегда.

Изогнутый экран. Мониторы с изогнутым дисплеем подстроены под поле зрения, что создает более комфортные условия и уровень погружения. Однако для этого необходимо соблюдать четкое расстояние глаз от монитора в соответствии с радиусом кривизны. Далеко не принципиальная особенность для игрового монитора, учитывая, что большинство изогнутых моделей имеют только VA матрицу.



Интерфейсы

Казалось бы, зачем в принципе изучать наличие интерфейсов — производители все равно встроят в монитор все необходимое. Однако не забывайте, что разные стандарты отличаются пропускной способностью. Чем выше пропускная способность, тем большие разрешения и частоты поддерживает монитор.

Достаточно изучить таблицу и убедиться, что в мониторе есть соответствующие выходы для нужного разрешения и частоты:

Несколько советов напоследок

  1. Если вы нетребовательный геймер с ограниченным бюджетом, вам вполне подойдет FullHD монитор на 144 Гц диагональю от 27 дюймов. Это достаточно универсальная модель для всех жанров игр.
  2. Среднебюджетное решение — 2К мониторы. Убедитесь, что ваша видеокарта справится с таким разрешением и обеспечит комфортный FPS.
  3. Чтобы гарантированно не иметь разрывов кадров или «заиканий», выбирайте модели с G‑Sync (Nvidia) или FreeSync (AMD). Последняя работает с видеокартами от обоих брендов.
  4. ТОП игровых мониторов — это 4К модели с поддержкой HDR10. Они предложат самую сочную картинку, конечно, если ваша видеокарта справится с нагрузкой.
  5. Не гонитесь за высоким разрешением, если у вас слабая начинка. FullHD контент будет смотреться намного лучше на мониторе FullHD, чем 2К/4К.
  6. Помните, слишком высокая яркость быстро утомляет глаза, так что выставьте комфортный уровень сразу же. А чтобы дополнительно защитить глаза при продолжительном гейминге, выбирайте модели с Flicker Free и Less Blue Light.
  7. Указанная в характеристиках игровых мониторов скорость отклика — часто маркетинговая. В среднем для динамичных шутеров ориентируйтесь на GtG равное 1-4 мс.
  8. При выборе изогнутого дисплея согласуйте радиус кривизны и расстояние, на котором от вас будет стоять монитор.


Статья обновлена автором MrUSmith

39
Как вам материал?

    Комментарии 27

    Наслаждайтесь общением. Критикуйте сообщения, а не авторов. Меньше токсичности, больше любви ❤️

    Аватар пользователя
    4 года назад

    На данный момент выбираю себе монитор для работы и игр. Статья конечно ничего нового мне не сказала, но прочитать было интересно.

    8
    Аватар пользователя
    7 месяцев назад
    Изменено автором

    Для 1к годится и 1660ti, даже на высоких настройках, а если оверклокить, то и для 2к на минималках или средних. 

    К примеру, ФФ7 ремейк в 2к на 75 фпс без особых проблем запустился. 

    А вот насчет погони за герцовкой/фпс есть сомнения. 

    Если в шутеры не играете, то что 60 герц, что 75, что 120 - особой разницы не заметите, если только рядом 2 разных монитора не поставите, проверял. 

    2
    Аватар пользователя
    3 месяца назад

    Что за разрешение такое 1к?

    0
    Аватар пользователя
    7 месяцев назад

    раз пошла такая пьянка.

    продам 2к моник Mucai.

    24 люйма. 2к,165 герц=8 бит. 2к, 144гц=8\10 бит. HDR 2084. адаптив синк. динамик од. г-синк кампатибл.

     разъемы:хдми,тайп си,2 дп,разъем для наушников,

    недавно делал калибровку.цветовой профиль в подарок.

    купил себе ради интереса,но возненавидел 2к.

    цена 15 тысяч

    0
    Аватар пользователя
    7 месяцев назад

    Для гейминга оптимальным считается частота от 120 до 165 Гц.

    Давно так?

    0
    Аватар пользователя
    7 месяцев назад

    64 на 9 (например 7680 на 1080), при этом изогнутый и "на всю комнату".

    Если серьёзно - на таком удобно лишь работать со звуковыми дорожками.

    0
    Аватар пользователя
    7 месяцев назад

    был у меня и фулхд и 4к и qhd144 а сейчас MSI ultrawide 100hz 21:9, и я вам скажу это лучший монитор из всех что у меня были. картинка огонь, в играх полное погружение. но и карта для такого нужна минимум 3080 для графонистых игр. все что ниже - уже в сотку долбится в 50-60 кадров. 

    0
    Аватар пользователя
    7 месяцев назад

    Хм ну стандартный информативный обзор,будет полезен для  людей которые в железе не сильно разбираются. Где то я уже подобную и очень похожую  статью уже видел..😔

    0
    Аватар пользователя
    1 год назад

    Я выбрал FullHD 240Гц, просто потому что на этом разрешении еще и ютуб можно смотреть,  и отпадает необходимость покупки FHD телевизора,   а так бы взял конечно QHD 144Hz. 

    0

    Хм ,а  диагональ какая у монитора ?

    0
    Аватар пользователя
    7 месяцев назад

    Скорее всего 24" или 21". Брать FHD для 27" - самоубийство.

    0
    Аватар пользователя
    4 года назад
    Изменено автором

    Иногда задаюсь вопросом: какому школьнику разрешили написать ту или иную статью?

    Здесь та же рукалицо... При чем сразу же после прочтения вступления...

    -5
    Аватар пользователя
    4 года назад
    Изменено автором

    ниасилил. дизлайк за некомпетентность. разбирать ляпы не буду. их тут около 80% текста на вскидку.

    -9
    Аватар пользователя
    2 года назад
    Изменено автором

    Словарик сначала осиль по грамматическим ошибкам.

    6
    Аватар пользователя
    7 месяцев назад

    "Вы фсе г**но и ни**я нипанимаити!!! Вы фсё врёти!!! Вы нипанимаити - эта другое!!!"

    1
    Аватар пользователя
    7 месяцев назад
    2
    Читайте также