Где используется бинауральное аудио и как записать самостоятельно

Где используется бинауральное аудио и как записать самостоятельно
7 мин
7
Товары в статье
Содержание

Бинауральное аудио передает звук именно так, как его слышит человек, а не микрофон. Дело в том, что большинство записей — речи, вокала, инструментов — делается в моно одним микрофоном, а пространство затем создается искусственно. Причем стереофоническая запись позволяет услышать звуки только слева и справа. В то время как бинауральный метод записи использует сразу два микрофона, захватывает пространство при записи и позволяет услышать звуки спереди, сзади, сверху, снизу — где угодно. 

Чаще всего бинауральная запись выполняется с помощью манекена человеческой головы с моделями ушных раковин, в которые вмонтированы по микрофону. Звучит странновато, но в хороших наушниках это позволяет получить очень реалистичный эффект присутствия.

  • Почему именно в наушниках? Потому что звуковые волны из колонок смешиваются друг с другом и искажают эффект, технология требует точного позиционирования источника звука напротив уха. 
  • Почему просто два микрофона не подходят? Для получения эффекта нужно учесть весь набор отражений звука от головы, туловища и искажений в ушной раковине. Этот набор называется HRTF (head-related transfer functions). 
  • Где это применяется? Сегодня развитие компьютерных игр и поиск новых возможностей для погружения игрока в трехмерный мир вызвало волну интереса к бинауральному аудио. Новое рождение VR и выпуск игр в виртуальной реальности заставило разработчиков обратить на него еще больше внимания. Помимо этого, эффект встречается в музыке, кинематографе, а еще есть несколько специфических жанров ютуба, связанных с бинауральным аудио.

Музыка

Технология бинаурального аудио зародилась еще в конце 19 века. Приспособление под названием Тетрофон позволяло слушать концерты в театрах и филармониях по телефонной линии. Микрофоны в залах были расставлены таким образом, чтобы обеспечить эффект присутствия. Устройство пользовалось популярностью и выпускалось аж до 1932 года.

Первая голова с микрофонами появилась в 1930-х в нидерландской Philips Research Laboratory Eindhoven для экспериментов с воспроизведением точной копии звука, улавливаемого человеческим ухом. Первый коммерческий манекен KU 80 выпустила компания Neumann в 1972 году и стала ждать прорыва в звукозаписи. Но звукорежиссеры лишь недоуменно развели руками и продолжили использовать обычные микрофоны.

Neumann KU 80 в разрезе

Дело в том, что такой метод записи связывает руки при записи и обработке. Традиционная поканальная запись дает возможность использовать микрофон с подходящей ситуации направленностью и разместить его так, чтобы поймать все нужные звуки и оставить «за кадром» ненужные. В манекен же встраиваются только всенаправленные конденсаторные микрофоны, а его использование не позволяет работать с пространством инструментов на стадии сведения. Становится почти невозможно настраивать баланс уровней, эквализировать или компрессировать отдельные части записи. Сущий ад для звукорежиссера.

Тем не менее, некоторые музыканты экспериментируют с 3D-звуком. На ютубе можно найти экспериментальные треки с электронной музыкой. Лу Рид из The Velvet Underground делал бинауральные записи в сольных альбомах, даже The Rolling Stones применили этот прием на альбоме Flashpoint. 

Однако наибольшей популярности применительно к музыке бинауральное аудио добилось благодаря возможности передать звук живого выступления. Как и в конце позапрошлого века, пока что 3D-звук лучше всего подходит для прослушивания концертов.

Кинематограф

История применения бинаурального звука в кинематографе еще менее впечатляюща, чем в музыке. Фильмы чаще всего смотрят в компании, бесшумные кинотеатры с наушниками вместо колонок — большая экзотика. В домашних мультимедийных центрах тоже доминируют ульи из динамиков в системах вроде 5.1 и 7.1. Да и применение резиновых голов на съемочной площадке вызывает большие сложности. Получается, бинауральное аудио не только сложно записывать и сводить, но и слушать некому. 

Какие-то изменения стали происходить совсем недавно. Например, компания Sennheiser выпустила довольно странный независимый фильм в качестве промо своей гарнитуры для бинауральной записи. Художественные качества вызывают вопросы, но попытка показать возможности формата заслуживает внимания.

Более серьезный подход продемонстрировали создатели сериала Доктор Кто. «Тук-тук», четвертый эпизод десятого сезона, был выпущен с бинауральной звуковой дорожкой в дополнение к обычной. Действие происходит в доме с инопланетными насекомыми в стенах — такой сюжет позволил звукорежиссерам похулиганить с нервами зрителя и в буквальном смысле окружить его жуткими стуками, скрипами дверей и завываниями ветра.

Фестивальное кино может похвастаться несколькими экспериментами с объемным звуком. Ужастик «Interior» профинансирован компанией на кикстартере, снят с помощью бинауральных микрофонов и даже отмечен несколькими наградами. Документалка «Blind Faith» использует этот эффект, чтобы передать ощущения незрячего протагониста.

Ютуб

Если говорить о менее возвышенных жанрах видеосъемки, то бинауральное аудио является постоянным спутником видео в жанре ASMR. Да, это те странные ролики, в которых шуршат пакетами. Многие смотрят их для того, чтобы расслабиться и поймать мурашки. Здесь объемный звук позволяет более натурально передать все эти шуршащие звуки, шепот и постукивания.

Бинауральное аудио может перенести слушателя в другую локацию. Есть множество энтузиастов, которые записывают атмосферу больших городов, необычных мест или явлений. Например, только так можно хоть в какой-то мере услышать реальный звук запуска ракеты — обычно в видеотрансляциях зрители слышат лишь не слишком впечатляющий шум.

Игры и VR

Хоть разработчики и меряются графическими возможностями своих игр, но именно звук имеет наиболее прочную связь с игроком — он лучше передает эмоции и настроение, дает важную информацию о происходящем, позволяет строить звуковые ландшафты, расширяя сеттинг, создает напряжение и даже заставляет игрока вообразить то, что находится за кадром. К тому же, в игры нередко играют в наушниках, и, что еще более важно, здесь бинауральное аудио можно генерировать искусственно. 

Главная сложность при создании объемного звука в играх — сделать его интерактивным. Хотя сам метод бинауральной записи и создание панорамы при постобработке не совместимы, мощностей современных ПК хватает, чтобы смоделировать эффект программно. Все треки записываются и сводятся привычными методами, а затем алгоритм прогоняет их через виртуальную ушную раковину с учетом отражений от головы и туловища. Это увеличивает нагрузку на процессор, зато позволяет получить все преимущества бинаурального аудио без основных недостатков.

В интернете можно найти целые списки игр, которые используют бинауральное аудио. Однако стоит особенно отметить игры, в которых этот формат важен для геймплея. Например, в стелс-экшне Sniper Elite 4 критически важно слышать, откуда именно исходят выстрелы или переговоры врагов за стеной, поскольку протагонист, как нетрудно догадаться, является снайпером. Еще дальше пошли разработчики Hellblade, где протагонист страдает от галлюцинаций и слышит голоса в голове. Здесь бинауральное аудио уже не только инструмент геймплея, но и средство художественной выразительности.

Новая волна интереса к VR заставила разработчиков игр обратить внимание и на бинауральное аудио. Обычного стерео не хватает для для полноценного эффекта погружения. Нужно, чтобы звуки окружали игрока не только слева и справа, но и сверху, снизу, сзади — со всех сторон. Бинауральное аудио можно услышать, например, в игрушке Henry для Oculus Rift.

Как записать самостоятельно

Есть несколько способов. Моментальный результат позволят получить Sennheiser AMBEO Smart Headset — подключается к iPhone или iPad и выглядит как гарнитура, но в каждый наушник встроен динамик. В итоге на записи все звучит точно так же, как услышали уши оператора. Это устройство стало популярным у видеоблогеров — удобно вести стримы, репортажи, настоящая находка для туристических блогов. 

Hooke Verse — похожий девайс, но более универсальный. Поддерживает Android, подключается по Bluetooth, работает не только со смартфонами, но еще и с GoPro, 360 Fly и другими VR-камерами.

Roland CS-10EM — более узкоспециализированное устройство, совмещающее в себе ушные мониторы и бинауральные микрофоны. Предназначено, в первую очередь, для музыкантов, чтобы тем было проще записываться с более натуральным звуком при мониторинге. Из-за этого у него не совсем обычная коммутация (два штекера на 3,5 мм), отчего он плохо дружит со смартфонами и предпочитает рекордеры.

Следующий шаг — 3Dio FS, представляющий собой два синтетических уха на штативе. Как бы ни выглядела странно идея носить перед собой уши на палке, но такой подход оказывается наиболее гибким. Их можно опустить вплотную даже к огромному муравейнику, куда свою родную голову совать не очень хочется, или поднять до скворечника на березе, куда просто не допрыгнуть.

Наконец, для студийных записей есть старая добрая искусственная голова Neumann KU 100. Есть и манекены более экзотичной конструкции, вроде той, что в самом верху (применялась для записи лайва музыканта Beck). Однако в последнее время им составил конкуренцию более универсальный и удобный Sennheiser AMBEO VR Mic. Это всенаправленный микрофон с четырьмя капсюлями в форме куба, который поставляется со специальным плагином, сильно облегчающим сведение материала.

Технология создания бинаурального аудио долго пребывала в забвении и оставалось уделом энтузиастов. Но сегодня возможности программной обработки, популярность видеоигр и VR подарили ей второе рождение. Скорее всего, потенциал этого способа записи еще раскроется в будущем, и технология, опередившая свое время почти на полтора столетия, сумеет, наконец, занять свое место под Солнцем.

7
Как вам материал?

    Комментарии 0

    Наслаждайтесь общением. Критикуйте сообщения, а не авторов. Меньше токсичности, больше любви ❤️