Блоги

Фототехника Обзор DEXP DC5100

Профессиональный обзор

Обзор DEXP DC5100

DEXP DC5100 - шаг, или даже два, вперёд по сравнению с другими свободнофокусными фотокамерами (например, Rekam iLook S755i). Своего рода «Работа над ошибками».
Правда, очень может быть, что не обошлось и без полушага в обратном направлении...

Введение

Когда я ещё только начинал постигать азы фотографии, один мой знакомый фотохудожник из Киева - Семашко Станислав Мечиславович, как-то поведал мне о том, что главная ценность фотографии — отнюдь не
сверхточная передача действительности или, например, приукрашивание её с помощью цифровой обработки. Главная ценность фотографии — возможность фиксации момента. Именно эта сильная сторона фотографии делает её совершенно самостоятельным видом искусства, достигающим своего апогея в так называемом направлении «стрит-фото».

Много позже я самолично убедился в справедливости этих слов и попутно осознал, что именно с такой задачей лучше всего справляются свободнофокусные фотокамеры. Камеры, вообще не тратящие времени на фокусировку. К данному классу фотоаппаратов относились практически все дешёвые плёночные «мыльницы», хлынувшие на отечественный рынок фототехники в 90-х годах XX века. Однако, с тогдашним размером плёночного кадра и светочувствительностью бытовой фотоплёнки в 200 — 400 единиц ISO было не до фиксации момента, поскольку диафрагма, зажатая до f/8 (или около того) ради этой самой свободнофокусности не оставляла шансов для сколь-либо короткой выдержки. Какой уж тут момент!.. Тут либо позировать неподвижно, либо лупить вспышкой прямо в лоб снимаемому объекту — то ещё «фотоискусство».
Так что возможность сделать свободнофокусную камеру без чудовищных компромиссов возникла лишь с появлением цифровых фотоаппаратов, у которых фиксацию изображения выполнял крохотный ПЗС или КМОП-сенсор. Малые размеры сенсора позволяют достигать гиперфокального расстояния на малом удалении от объектива и при этом не жертвовать светосилой, как это делалось в вышеупомянутых плёночных «мыльницах».
К сожалению, все крупнейшие производители фототехники почему-то в упор не замечают вышеупомянутого сегмента фотоискусства и не предлагают камер, ориентированных на него, предпочитая ввязываться в гонку размеров матриц, скорости фокусировки и т. д. и т. п.
Вообще-то, работать в свободнофокусном режиме может практически любой мало-мальски приличный камерафон, у которого фокусировка принудительно установлена «на бесконечность». Углы объективов у смартфонных камер обычно широкие, светосила весьма высока (f/2.6 – f/1.8), а гиперфокальное расстояние наступает чуть ли не с полуметра от объектива.
Казалось бы, вот он эталон свободнофокусной фотокамеры. Вот только фиксировать момент таким устройством крайне неудобно из-за его явно не фотографической эргономики. Всё же, сенсорные элементы управления современных смартфонов плохо подходят для оперативного управления параметрами съёмки.
Однако, помощь пришла оттуда, откуда её не ждали. Из Китая. Сметливые китайцы, научившись виртуозному проектированию электронной техники «из кубиков», но пока ещё не освоившие в должной мере проектирование высококлассной оптики и сопутствующей ей точной механики стали выпускать то что им по-силам — простые свободнофокусные камеры.
Вот так я в своё время и докатился до приобретения Rekam iLook S755i, которая, правда, не оправдала моих надежд на обретение в её лице настоящей стрит-камеры. Зато спровоцировала меня на написание большого и сердитого обзора и… лишь ещё сильней раззадорила!
В ходе тестирования Rekam iLook S755i мне довелось буквально прочувствовать все достоинства и недостатки таких китайских фотоаппаратов и, думаю, теперь я очень хорошо понимаю, какими качествами должна обладать современная свободнофокусная камера. Так что, герою нынешнего обзора пришлось уже совсем не сладко.
Досталось ему «на орехи» и от премерзкой погоды, воцарившейся на время тестов. Так что не суди его слишком уж строго.

Шапочное знакомство с DEXP DC5100

DEXP DC5100 попался мне на глаза совершенно случайно и конечно же я не смог пройти мимо него.

Данная камера явно свежее годом выпуска, нежели моя Rekam iLook S755i, что внушает изрядную долю оптимизма. В отличие от Rekam, принадлежащей канадской компании, DC5100 – отечественный продукт. Но изготовлены оба изделия, конечно же, в Китае. Последнее обстоятельство пусть никого не смущает, ибо теперь в Поднебесной производят и сугубо американские телефоны, и истинно японские фотоаппараты.
Что-ж, давайте разбираться. Причём, с пристрастием — прежде всего сравнивая DEXP DC5100 с Rekam iLook S755i.

Упаковка и комплектация

Упакован DEXP DC5100 более чем достойно.

Его коробка сделана из плотного глянцевого картона с качественной полиграфией. Тут производителю однозначный «зачёт». Благодаря скосу одной из граней коробки, смотрится упаковка очень интересно, дорого и просто замечательно ложится в руку. Подарить такую совершенно не стыдно.
Однако, сразу же настораживают две вещи:

  1. Красно-белое оформление упаковки. Очень похожее цветовое решение я наблюдал у Rekam iLook S755i. Можете удостовериться сами. В первой части моего обзора S755i, ссылку на который и приводил выше, достаточно фотографий её коробки.
    И наводит такая схожесть в оформлении на мысли о том, что сделаны обе эти камеры — DEXP DC5100 и Rekam iLook S755i на одном и том же китайском заводе.
  2. Заметный «шильдик» в правом верхнем углу коробки, недвусмысленно гласящий о том, что камера способна создавать снимки, состоящие из 21 миллиона пикселей.
    Поймите меня правильно. В отличие от подавляющего большинства моих коллег фотолюбителей, лично я ничего дурного не вижу в гонке мегапикселей. Мне прекрасно известно, что чем крупнее пиксель, тем он меньше шумит и обладает большей чувствительностью. Но мне также известно, что "превратив" почти 40 мегапикселей в 5, Nokia умудрялась получать очень внушительные по качеству снимки, сделанные в условиях недостаточного освещения, где легко пасовали и, так называемые, «кроп-зеркалки».
    Сейчас такая тенденция в развитии фототехники получила название «вычислительная камера». То есть, камера, где ведущая роль в получении изображения отводится вычислительным алгоритмам, которые в состоянии реализовать на практике современные микропроцессоры. Так что, чем больше исходной информации вы подадите процессору, тем больше будет пищи для его размышлений, выполняющихся с гигагерцевыми скоростями.
Иллюзий насчёт мощи процессора DEXP DC5100 конечно же питать не стоит, но оно нам и не нужно. Данный недостаток вполне можно восполнить мощью какого-нибудь Core iX, скрывающегося в недрах множества самых обычных домашних ПК.
Вот только всем хорошо известная любовь китайцев к интерполяции не даёт отдаться сладостным мечтаниям о «вычислительной камере». Не добавляет оптимизма и опыт тестирования Rekam iLook S755i, у которого были заявлены 12 мегапиксельные фотографии, обнаружившие, однако, фактическое разрешение не более 5 мегапикселей.
Но может технические характеристики DEXP DC5100 прольют свет на истинное разрешение матрицы данного фотоаппарата?
Куда-то далеко лезть за ними и не нужно. По доброй китайской традиции тех.характеристики указаны прямо на обратной стороне коробки.

Все их комментировать нет смысла. Остановимся на самых важных:

  • Датчик изображения — CMOS.
    Это нормально. У всех современных камер так. Вот только большинство производителей фототехники указывают размер этого самого датчика. Это очень важная характеристика камеры, дающая представление не только о потенциальной шумности фотографической матрицы, но и о кроп-факторе, который определяет угол зрения объектива фотоаппарата. Покупателю DEXP DC5100 эта характеристика важна вдвойне, ибо угол зрения или эквивалентное фокусное расстояние объектива в технических характеристиках-то как раз и не указаны - ни на коробке, ни в инструкции по эксплуатации. Так что перед покупкой данного устройства невозможно предсказать будут ли крупные портреты, сделанные DC5100 иметь геометрические искажения, присущие широкоугольной оптике или нет. Будут-ли помещаться в кадр группы людей, снимаемые в помещении или нет.
  • Следующий любопытный параметр — светочувствительность матрицы (ISO). Доступных значений всего три: 100, 200 и 400. Если кто-то обращал внимание, то для современных смартфонов доступны значения ISO как минимум 800, а нередко 1600 и даже 3200. При этом, совершенно не факт, что матрица смартфонной камеры и вправду обладает такой чувствительностью. Где-то её поднимают электронным усилителем, а где-то программно, но значения ISO выше 400 у подавляющего числа современных камер есть.
    Напомню, каждая ступень чувствительности матрицы означает возможность установки укороченной в два раза выдержки при одних и тех же условиях освещения. Максимальное ISO в 400 единиц свидетельствует лишь о том, что в условиях недостаточного освещения короткой выдержки нам не видать. Мы просто физически не сможем её установить, обеспечив при этом корректную экспозицию.
  • «Стабилизация». Не указана какого типа, но маловероятно, чтобы она была оптической.
  • «Распознавание лиц». Интересно, а зачем оно камере, у которой в принципе нет фокусировки?
  • «Серийная съёмка» - VGA 6 фото. Это серьёзный удар по стрит-функциональности DC5100. При съёмке действия, например, важна фиксация фаз движения из которых потом выбирается наиболее удачно зафиксированный момент. Однако, крайне сомнительно, чтобы кому-либо в наше время были интересны фотографии с VGA-разрешением, поэтому констатируем, что серийной съёмки у DEXP DC5100 практически нет. Странно. Ведь пусть и с черепашьей скоростью, но более старая Rekam iLook S755i выполняла серийную съёмку трёх полноразмерных фотографий.
    Радует лишь тот факт, что данную особенность камеры производитель не скрывает, указывая её на видном месте.

Что-ж, продолжим разглядывать коробку:

Коробка заклеена специальной лентой-стикером, сигнализирующем о её вскрытии. Интересное решение.
Комплектация DEXP DC5100 существенно богаче, нежели у Rekam iLook S755i. В сравнении с последней, в коробку с DEXP Dc5100 добавился лишь один, но зато очень важный предмет — зарядное устройство (ЗУ).

Нельзя не отметить и тот факт, что аккумулятор у DEXP DC5100 в отличие от Rekam iLook S755i – съёмный. На фоне его возросшей ёмкости это, безусловно, положительный момент.
Зарядное устройство предполагает зарядку аккумулятора в камере.

Как и в случае с Rekam iLook S755i, в комплекте с устройством поставляется ремешок на запястье и защитный чехол в виде замшевого мешочка. Всё это также намекает на родственность двух камер. Однако, в деталях DEXP DC5100 оказывается выше Rekam iLook S755i на голову. Во-первых, его ремешок больше похож на фотоаппаратный. Он толще, чуть жёстче и потому гораздо более удобен. Во-вторых, чехол DEXP DC5100 сшит гораздо качественней.

Но самое главное, в отличие от чехла Rekam - он не линяет своими мелкими ворсинками, поэтому теперь этот аксессуар вполне пригоден к использованию вместе с фототехникой.
Но довольно ходить вокруг да около. Самое время рассмотреть внешнее строение DC5100. Там много любопытного.

Дизайн, эргономика удержания и управления DEXP DC5100

DEXP DC5100 – весьма компактное изделие, но в сравнении сопоставимой с ним по габаритам Rekam iLook S755i ощущается заметно более тяжёлым. Ощущения подтверждаются измерениями — вес обозреваемой камеры составляет почти 110 г. Это почти на 60% тяжелее Rekam iLook S755i.
Выглядит он намного современней, чем Rekam iLook S755i. Дизайн рубленый, свежий и, если можно так сказать, дорого выглядящий.
Лицевая панель DEXP DC5100 – металлическая. Она приятно холодит руку.

Тут располагается одна из самых важных частей камеры — объектив. Остановимся на нём подробней.
В отличие от объектива Rekam iLook S755i у объектива DEXP DC5100 нет защитного стекла, но это, пожалуй и хорошо — меньше оптических искажений и помех. Линза же объектива утоплена очень глубоко, поэтому вряд ли ей что-либо угрожает.
Крупную надпись «DIGITAL LENS» оставим на совести китайских маркетологов. Лично у меня фраза «цифровые линзы» вызывает много скепсиса. Это они так на цифровой же зум намекают? Или на виртуальную сущность оптических элементов объектива? Скорее всего, имелась в виду некая оптимизация оптических элементов для работы в паре с цифровым сенсором.
В лучших традициях ведущих производителей фототехники на объективе указаны его фокусное расстояние и светосила. Оба этих параметра крайне важны и очень хорошо, что производитель их не спрятал куда подальше.
Правда, воспользоваться ими сходу не получится. Без знания размеров матрицы и, как следствие, её кроп-фактора невозможно вычислить эквивалентное фокусное расстояние объектива (с помощью перемножения кроп-фактора на реальное фокусное расстояние объектива).
С другой стороны, не зная эквивалентного фокусного расстояния объектива никак не узнать кроп-фактор, а следовательно и размер матрицы.
Вот такое у нас «фотоуравнение с двумя неизвестными».
Зато со светосилой всё более-менее понятно. F/3.0, это конечно далеко не рекорд, но жить можно. В сравнении с Rekam iLook S755i, для которой заявлена апертура f/2.8 - почти тоже самое. У подавляющего большинства компактных камер от именитых производителей и китовых объективов зеркалок и беззеркалок лучший из показателей — f/3.5. Дальше только хуже.
Пенять DEXP DC5100 на то что могло бы быть и лучше нет никакого смысла, потому как вместе c увеличенной апертурой пользователь такой камеры столкнётся и с неизбежным увеличением минимальной дистанции фокусировки, для сохранения которой производителю пришлось бы уменьшить размер и без того небольшой матрицы или же увеличить угол зрения объектива со всеми отсюда вытекающими последствиями.
Второе по значимости после объектива место занимает окошко встроенной вспышки. О ней скажу сразу и больше возвращаться не буду. Вспышка поддерживает технологию TTL, красных глаз не порождает. Но самое главное, в сравнении со вспышкой Rekam iLook S755i ей тут уже можно пользоваться. Дело в том, что вспышка iLook S755i перезаряжалсь целых 14 секунд! DEXP DC5100 тратит на перезарядку почти втрое(!) меньше времени.
Ещё один мелкий, но важный апгрейд достался DEXP DC5100 в сравнении с Rekam – зеркальце для автопортретов. Вроде копеечная деталь, а сколько пользы.
Но нам, исследователям новых девайсов, это зеркальце даже без умения говорить поведало один большой секрет - DEXP DC5100 умеет снимать с близкого расстояния! Rekam iLook D755i не умел. Из-за минимальной дистанции фокусировки больше метра. Поэтому ему такая деталька была без надобности.
Больше ничего интересного на лицевой панели, пожалуй что и нет.
Есть рядом со вспышкой нечто, напоминающее глазок светодиодного индикатора, например, таймера автоспуска, зарядки или ещё чего подобного, но мне ни разу не удалось увидеть его свечение, поэтому достоверно утверждать о том, что это — не могу.
Есть надпись про 21 мегапиксель, но с этим ещё придётся разбираться.
И есть, наконец, голографическая наклейка про ключевые возможности камеры, но на мой субъективный взгляд про главное (бесконечно быстрый автофокус) там как раз ни слова и не сказано.

Для того, чтобы поскорее разрешить интригу, вызванную зеркальцем для автопортретов обратим свой взор на боковую сторону камеры.

В самом центре этой грани расположен переключатель диапазонов резкости (фокусировки). Наличие данного переключателя радикально отличает DEXP DC5100 от Rekam iLook S755i и ей подобных свободнофокусных камер, поскольку позволяет делать фотографии и вблизи, что, согласитесь, очень важно.
Точно такую же по принципу конструкцию мне довелось видеть и на свободнофокусном объективе Olympus для их беззеркалок системы микро 4/3.

Из-за крупной матрицы системы микро 4/3, относительное отверстие у олимпусовского свободнофокусного объектива соответствует диафрагме f/8.0, что в сравнении с объективами свободнофокусных Rekam и DEXP, уменьшает его светосилу на целых 3 стопа, но даёт ему минимальную дистанцию фокусировки - 1.5 м. Переключатель же, сдвигающий оптические элементы объектива относительно матрицы позволяет снимать ещё ближе - на расстоянии 30 см от объектива.
Думаю, будет интересно сравнить два разных подхода к построению свободнофокусных камер: «крупная матрица-тёмный объектив» (зеркалки и системные камеры) и «маленькая матрица-светлый объектив» (DEXP, Rekam и т.п.).

Однако, вернёмся к герою нашего обзора — DEXP DC5100.
На той же боковой грани, где расположен переключатель диапазонов резкости можно обнаружить и mini-USB разъём, но теперь, скрытый под резиновой заглушкой. Жаль что не micro-USB – они надёжней, но тут у всех одноклассников так.
На другой боковой грани располагается закрытый крышкой отсек для аккумулятора и карты памяти.

Чтобы открыть отсек, крышку нужно сдвинуть в сторону, зацепившись за рельефные точки на ней, после чего подпружиненная крышка повернётся на 90 градусов и откроет доступ к отсеку.

Внутри отсека всё устроена традиционным для компактных аппаратов образом, но есть два недостатка:

  1. Для того, чтобы установить карту памяти, её нужно утопить заметно глубже аккумулятора, поэтому вставлять и доставать её очень-очень неудобно. Мне пришлось даже завести для этого специальную спичку, обратным концом которой удобно нажимать на торец карты памяти.
  2. Аккумулятор подпирается в довольно сильную пружину, а защёлка, предохраняющая его от самопроизвольного «выпрыгивания» выглядит очень непрочной.
На нижней грани камеры нет вообще ничего интересного кроме наклеек с наименованием и очень быстро стёршимся серийным номером изделия.

Очень жаль, что DEXP DC5100, снабжённый многими ценными нововведениями так и не обзавёлся штативным гнездом.
Верхнюю грань корпуса камеры можно назвать едва ли не самой важной, поскольку тут расположена кнопка включения и кнопка спуска затвора.

Кнопка спуска затвора — обычная. Без ненужных всегда сфокусированной камере промежуточных полунажатий. Она намного крупнее кнопки включения питания, сделана рельефной и потому её удобно нажимать даже в перчатках.
Также на верхней грани теперь расположено и отверстие для единственного встроенного микрофона. Так что звук, записываемый DEXP DC5100 такой же монофонический как и у Rekam iLook S755i.

И вот, наконец, мы подошли к самому интересному во внешнем строении DEXP DC5100 – задней панели, на которой сосредоточена большая часть органов управления камерой.

Первое что бросается в глаза, это огромный по меркам Rekam iLook S755i почти трёхдюймовый экран. Ну наконец-то!
Второе, что бросается в глаза — агрессивное оформление правой части задней панели, нацеленное на максимально надёжное удержание небольшого по размерам корпуса камеры по-сути, двумя пальцами. И похоже, с этой задачей все эти выступы и точки справляются на отлично. Что-то сопоставимое по удобству мне встречалось лишь у компактных камер Olympus, но на этом все приятности и заканчиваются. Далее следуют серьёзные неприятности.
Итак, в сравнении с Rekam iLook S755i количество кнопок упало с пяти до двух!
Кнопки цифрового зума совсем не жалко, но вот кнопку включения просмотра отснятого материала убирать было категорически нельзя! Теперь пользователю предлагается попадать в режим просмотра с помощью кнопки «M» (Mode) после того, как он переберёт режим видеозаписи и совершенно бесполезного диктофона.
Замечу попутно, что у Rekam iLook S755i режимы тоже переключаются кнопкой «Mode» и это лишь подтверждает версию об общем происхождении двух камер.
Пала жертвой странной оптимизации и кнопка удаления отснятого материала. Удалять неудачные снимки придётся через специальное меню режима просмотра.
Души не чаящие в цифровом зуме китайцы, не смогли наступить на горло собственной песни и таки перенесли эту функциональность на направления навипада «Вверх» и «Вниз». Переключение режимов отображения информации на мониторе назначили на неиспользовавшуюся ранее (то есть, у Rekam iLook S755i) центральную кнопку навипада.
Сам навипад сделали мелким и утопленным ниже уровня экрана, отчего нажимать его обладателям крупных пальцев весьма неудобно (особенно левое — ближайшее к экрану направление), а уж в перчатках так и вообще невозможно.

Нет теперь по сторонам навипада и обозначений, поясняющих назначенную на каждое из «направлений» функцию. Левое соответствует так называемому «режиму протяжки» - спуск затвора по таймеру (2, 5, 10 секунд), а правое отвечает за выбор режима работы вспышки (Выкл., Вкл., Авто, Подавление красных глаз). Что интересно, в главное меню управление вспышкой не вынесено вообще.
Урезали и один из двух имеющихся у Rekam iLook S755i светодиодных индикаторов. Теперь DEXP DC5100 довольствуется лишь одним — индикатором доступа к карте памяти. Светит он, кстати, ярким красным светом. Процесс же зарядки аккумулятора теперь никак и ничем не индицируется.

Первое включение. Меню и возможности внутреннего ПО

Включается DEXP DC5100 долго. Возможность сделать первый снимок появляется лишь спустя примерно 6 секунд.

Rekam iLook S755i стартовал примерно столько же времени — 5 секунд. При этом, если включить обе камеры одновременно, то DEXP DC5100 начинает отображать картинку даже раньше чем Rekam iLook S755i. Почему же тогда снимок снимок у DEXP выходит позже, чем у Rekam?
А дело всё в так называемом лаге затвора. У Rekam iLook S755i он составляет доли секунды. То есть, его почти нет и потому, пользуясь этой камерой, я даже и не задумывался над таким понятием, а вот используя DEXP DC5100 с удивлением обнаружил, что снимая на ходу прохожего или уличного кота я подчас не обнаруживаю их в кадре! Оказалось, что лаг затвора DEXP DC5100 составляет около 3.5 секунд. За это время объект съёмки нередко уходит из поля зрения объектива.
Очень может быть, что такую задержку хитроумные китайцы ввели намеренно — для исключения смаза, возникающего от сотрясения камеры, вызванного нажатием кнопки спуска затвора. В серьёзных камерах вроде беззеркалок Olympus есть такая функция называется «антишок» и может быть включена принудительно, а вот у DEXP DC5100 возможностей по отключению «антишока» мне обнаружить не удалось.
Для съёмки обычных бытовых сюжетов данная особенность рассматриваемой камеры совершенно не критична, но способна вбить лишний гвоздик в крышку гроба DEXP DC5100 как стрит-камеры.

Сразу после включения DEXP DC5100 переходит в режим фотосъёмки.

Изображение с матрицы занимает всю площадь экрана, а служебная информация о параметрах фотосъёмки располагается по его периметру.
Нажатие самой верхней кнопки с изображением прямоугольника вызывает на экран главное меню, где сосредоточены почти все параметры съёмки.

Фоном для этого меню служит обновляемое в реальном масштабе времени изображение с матрицы. Панели меню — полупрозрачные. Получается очень даже симпатично. Далеко не в каждой камере от именитых производителей фототехники можно увидеть что-нибудь подобное.
Своеобразные вкладки меню листаются с помощью кнопок навипада «Влево» и «Вправо». Причём, перелистывание вкладок закольцовано. Перемещение по пунктам меню в пределах панели, естественно, осуществляется с помощью клавиш навипада «Вверх» и «Вниз». И это перемещение тоже закольцовано.
Выбор нужного пункта меню, как и следовало ожидать, осуществляется при помощи нажатия центральной кнопки навипада. Пункты меню «Настройки» вызывают дополнительную панельку с параметрами, которая замещает собой панельку меню первого уровня.
В пределах одной рабочей сессии фотокамера запоминает последний пукт меню, с которым работал пользователь и вызывает его при нажатии кнопки вызова главного меню.
И работает это всё без анимационных изысков, но зато с молниеносной скоростью. Так что за меню и навигацию по нему можно смело ставить DEXP DC5100 твёрдую «пятёрку».
Теперь просто пройдёмся по всем настройкам камеры и ознакомимся с её возможностями.

Итак, самой первой вкладкой меню DC5100 является вкладка выбора сценического режима. Кроме специализированных режимов можно выбрать лишь так называемый программный автомат, который является, по сути, самым обыкновенным автоматическим режимом с той лишь разницей, что при его выборе пользователю позволяется установить значение чувствительности матрицы (ISO в диапазоне от 100 до 400).

Если при этом выбрать ещё и AutoISO, то режим получается полностью автоматическим.
К величайшему сожалению, никакого способа воздействовать на длительность выдержки DEXP DC5100 своему пользователю не предлагает, кроме как посредством принудительной установки завышенного значения ISO. И это ещё один гвоздик в крышку гроба DEXP DC5100 как камеры для стрит-фотографа. Сами понимаете, чувствительностью сильно выдержку не нарегулируешь. Тем более при трёх стопах светочувствительности.
Одна радость — Rekam iLook S755i не давал делать даже этого, снимая всегда и везде на автомате. Даже без намёка на сценические режимы. Кстати, вот такие они у DEXP DC5100:

На следующей вкладке пользователь может выбрать размер будущей фотографии в мегапикселях.

Выбор доступных значений более чем широк (показаны не все пункты этого обширного списка).

Следующая вкладка позволяет включать и выключать бесполезную для фоторежима стабилизацию:

Ещё одна показавшаяся мне бесполезной вкладка меню, отвечающая за распознавание лиц:

Ну и непонятно как работающий захват улыбки. Сколько ни скалил я зубы перед объективом DEXP DC5100, видимых результатов работы этой «фишки» мне обнаружить не удалось.

Включение серийной съёмки. Напомню, для быстрого доступа к этой функции можно нажать несколько раз левую сторону навипада.

Спуск затвора по таймеру, который также контролируется левым направлением навипада.

И, наконец, самая обширная вкладка - «Настройки».

Тут сосредоточены наиболее важные после режима и размера фотографий настройки.
Во-первых, управление экспозицией. Вернее, экспокоррекция или, по-простому — настройка яркости будущих фотографий.

Диапазон регулировок стандартный, а вот шаг крупноват — по целому стопу. Обычно используют треть стопа. Даже у Rekam iLook S755i был такой шаг. Но в недостатки записывать данную особенность, как мне кажется, не стоит. Не так уж и часто обыватели пользуются экспокоррекцией и совсем уж редко испытывают необходимость в точной её подстройке.
А вот и настройка «великого и могучего» ISO.

На фоне отсутствия у DEXP DC5100 возможности выбора способа экспозамера (что странно, ведь у Rekam iLook S755i таковая была) экспокоррекция и ISO - единственные способы контроля выдержки.

Баланс белого. Куда-ж без него в цифровых камерах.

Настройки по образцу или ручной коррекции конечно же не предусмотрено.

Настройка алгоритма программного повышения резкости снимков. То что называется Sharp и нередко скатывается в «перешарп».

К моему величайшему сожалению, DEXP DC5100 как и подавляющее большинство обычных компактных камер умеет сохранять снимки только лишь в формате JPEG.
На данной вкладке можно выбрать степень сжатия (и, соответственно, потерь при сжатии) JPG-файлов.

Параметр «Супер» соответствует уровню качества 91 (из 100). И это, на мой взгляд, мало. Обычно у фотоаппаратов максимально качественные JPEG-файл обладают качеством не ниже 96.
«Хорошее» - 86 (из 100), а «Обычное» - 75 (из 100).

Умеет DEXP DC5100 накладывать на фотографии и несложные эффекты.

Эффекты «Красный», «Зелёный» и «Голубой» не означают модную нынче в продвинутых камерах имитацию использования цветных светофильтров или, например, выделение одного из указанных цветов при обесцвечивании всех остальных. Они просто окрашивают в фото в один из указанных оттенков.

Как и все современные цифровые фотокамеры, DEXP DC5100 наделён видеорежимом.

Меню в этом режиме существенно короче.

Видео пишется максимум в HD-качестве (720p@30 к/с) с компрессией Motion JPEG.
Звук монофонический, PCM с частотой дискретизации 16 кГц.
Контейнер - AVI.
А снимает видео DEXP DC5100 примерно так:

При недостатке света:

Как и у Rekam iLook S755i, есть у DEXP DC5100 возможность записи аудиофайлов.

Из специфических настроек данного режима присутствует только подавление шума ветра.

Вкладка настроек (которой, кстати, небыло даже у видеорежима) всего лишь дублирует таковую у фоторежима. А это значит, что настроек качества аудиозаписи у DEXP DC5100 не предусмотрено.

Режима аудиозаписи сменяет режим просмотра отснятого материала.

В этом режиме помимо самой фотографии показывается дата и время съёмки, размер фотографии в мегапикселях, место хранения (карта памяти или внутренняя память аппарата) и, собственно говоря — всё!
Никаких тебе экспопар, гистограмм и прочих параметров съёмки — НИЧЕГО!
Конечно, у Rekam iLook S755i было ещё меньше отображаемой информации, но ведь можно было в существенно обновлённой модели обратить внимание и на этот аспект?
А ведь отнюдь не по иронии судьбы, именно пользователю DEXP DC5100 знание выставленной автоматом экспопары позволяет сделать тестовый снимок и оперативно подстроить параметры фотосъёмки хотя бы с помощью той же экспокоррекции: если нужна выдержка короче, то ISO на максимум, а экспокоррекцию - «в минус». Потом в редакторе яркость можно «дотянуть», что и будет эквивалентом расширения диапазона ISO. Для которого, кстати, как раз и пригодилась бы запись фотографий в любом формате без сжатия или со сжатием без потерь.

Есть в режиме просмотра DEXP DC5100 и индексный показ.

Сделанную фотографию можно повернуть:

Можно защитить от случайного удаления:

А незащищённую — удалить:

Можно откадрировать (обрезать лишнее):

Но только до одного размера. Изменить размер и пропорции рамки редактирования нельзя. Более сильное кадрирование, судя по-всему, предлагается делать с помощью последовательности однотипных обрезок вплоть до достижения удовлетворительного результата:

А ещё можно напечатать на подключённом к камере принтере:

Вот пожалуй и весь список талантов DEXP DC5100.

Допрос с пристрастием

Говорить что-либо серьёзное о фотоаппарате, не зная угла зрения его объектива и разрешения (а не размера) фотографий лишено всякого смысла, поэтому за разъяснениями я обратился в службу технической поддержки компании DEXP. Однако, там мне сообщили лишь о том, что разрешение и размер матрицы, а также эквивалентное фокусное расстояние объектива DC5100 никому в компании DEXP не известны. Цитирую не дословно, но смысл примерно таков.
Сама же камера путается в показаниях: EXIF рапортует о 6 мм фокусного расстояния объектива, в то время как на корпусе DEXP DC5100, напомню, указано 7.45 мм.
Так что незадачливому обозревателю не остаётся ничего лучшего, кроме как подвергнуть саму камеру допросу с пристрастием доступными простому фотолюбителю полукустарными методами.
Для начала попытаемся выяснить эквивалентное фокусное расстояние объектива DEXP DC5100. Для этого используем в качестве своеобразной оптической линейки объектив, у которого фокусное расстояние известно на всём диапазоне зуммирования. Например, комплектный объектив Olympus M.ZUIKO DIGITAL 14-42 mm 1:3.5-5.6 и камеру Olympus OM-D E-M10 Mk II.
Оказалось, что при съёмке двумя камерами из одной точки с зумом, который позволяет объективу Olympus 14-42 захватывать точно такой же кадр, как и у DEXP DC5100, фокусное расстояние объектива Olympus составляет 24 мм, что равняется 48 мм в экв. 35 мм.

Таким образом можно с большой достоверностью заключить, что и у объектива DEXP DC5100 фокусное расстояние примерно соответствует 50 мм в эквиваленте 35 мм камер.
А вот уже из данного определения можно сделать следующие выводы:

  1. Угол зрения объектива DEXP DC5100 не широкий и не узкий. Он соответствует так называемому «нормальному» углу зрения, примерно равному углу зрения человеческого глаза. Что, в общем-то, хорошо. Единственное, что может кого-то смутить, групповые селфи им сделать не получится. Максимум — два лица в кадре поместится. Но зато эти лица не будут искажены как при съёмке широкоугольной оптикой камерафонов.
  2. Теперь мы можем сделать предположение о физическом размере матрицы DEXP DC5100 подсчитав её кроп-фактор.
    Если опираться на данные о фокусном расстоянии объектива DEXP DC5100, указанные на корпусе камеры (7.45 мм), то кроп-фактор матрицы этой камеры примерно соответствует 6.7. В этом случае матрица будет иметь размер между 1/ 2.8 и 1/ 2.7 дюймов (5.3x4 mm), что неплохо.
  3. Если опираться на данные о фокусном расстоянии, указанные в Exif JPEG-файлов DEXP DC5100 (6 мм), то кроп-фактор должен приблизительно равняться 8.3, а это соответствует матрице с размером 1/ 3.6 дюйма (4x3 mm), что выглядит удручающе.
Осталось выяснить хотя бы приблизительное разрешение матрицы DEXP DC5100. Для этого ярким солнечным днём (чтобы выдержка была как можно короче и не смогла смазать детали) я отправился на балкон и снял там сцену, содержащую массу мелких деталей на всех доступных разрешениях от 2 мегапикселей до 21.
Затем в попиксельном масштабе я просматривал попарно снимки, сделанные с «соседними» мегапиксельными размерами.
Утомлять вас не буду и скажу сразу, рост реальных деталей изображения у DEXP DC5100 прекратился уже на значении 3 мегапикселя. Вот пример (слева — 3-мегапиксельный снимок, справа — 5-мегапиксельный):

Для исключения ошибки приведу и сравнение 3-мегапиксельного (слева) снимка с 21-мегапиксельным (справа):

Чтобы окончательно убедиться в справедливости сделанных выводов, было решено привлечь к сравнению стороннего арбитра - старенькую камеру Olympus Camedia C-3030 Zoom с матрицей 3.34 мегапикселя. Снимок, сделанный Olympus C-3030Z (слева) был увеличен с помощью интерполяции до 21 мегапикселя и сопоставлен с 21-мегапиксельным снимком DEXP DC5100 (справа) в попиксельном масштабе:

Но может быть дело в настройках резкости фотоснимков? Зависимость детализации фотографий от настроек резкости также было решено продемонстрировать на 21-мегапиксельных снимках «балконной сцены» (слева — «резко», в центре — «обычно», справа - «мягко»):

На мой взгляд настройка «мягко» выглядит едва ли не детальней. Её я и рекомендую использовать владельцам DEXP DC5100.

Промежуточный итог таков: для опытного фотолюбителя 3 мегапикселся — не проблема (особенно если они подкреплены крупной и малошумной матрицей). Снимки 10x15 и даже больше всё равно не смогут передать большего количества деталей. Тем более это касается их просмотра на 2-мегапиксельном Full-HD экране. Лично я также всегда держу в голове тот факт, что плёночные мыльницы имели разрешение фотоснимков и того меньше, и никто не жаловался.
Неприятный осадок остаётся от самих громогласных заявлений (на корпусе камеры и на голографической наклейке) о 21-мегапикселе, которые обыватель воспринимает как эквивалент 21-мегапиксельному разрешению фотоснимков.

Ну и последнюю вещь, которую нам необходимо выяснить, это шумность матрицы DEXP DC5100 при доступных в этой камере значениях ISO. Для этого достаточно сфотографировать одну и ту же сцену с разными значениями ISO (100, 200 и 400). Естественно, с максимальным разрешением (21 мегапиксель).
Итак, смотрим сравнительную картинку, где все три тестовых снимка размещены рядом друг с другом для более лёгкого их сравнения.
Сначала в попиксельном (100%) масштабе:

А для большей наглядности ещё и в масштабах 50% и 20%:

Картина вполне ясна: матрица вполне закономерно шумит, хотя и не запредельно. Удивительно, что в итоговое изображение прорывается цветной шум, который как раз очень хорошо умеют подавлять программы для обработки (проявки) фотографий. Причём, умеют они не только шум подавлять, но и расширять динамический диапазон, выборочно осветляя почти черные тени или, наоборот – затемняя выглядящие пересвеченными области, умеют усиливать цветовые различия и ещё много-много других крайне полезных манипуляций с цифровыми фото. Вот только для этого таким программ нужно предоставить “исходник”, не убитый варварской JPEG-компрессией, а этого к величайшему сожалению DEXP DC5100, как и Rekam iLook S755i и не делает.

Ну что, вот теперь в технических характеристиках DEXP DC5100, пожалуй, не осталось белых пятен, а потому я с чистой совестью его выключаю.
На прощание он одаривает меня фразой «Спасибо за вашу улыбку»… что-то подобное делала при выключении и Rekam iLook S755i. Её прощание звучало как: «Мы любим Ваши улыбки».
Ну что, у кого-то ещё остались сомнения в общих корнях этих двух камер?
Есть у меня бонус для таких «упрямцев», но о нём позже. Сейчас же...

Итог

Лично меня, продвинутого фотолюбителя, DEXP DC5100 разочаровал. В его лице я не обрёл волшебный инструмент стрит-фотографа, хотя он имел все шансы им стать.
А вот для всех прочих покупателей DEXP DC5100, это шаг вперёд по сравнению с Rekam iLook S755i. Своего рода «Работа над ошибками».
Теперь DEXP DC5100:
  1. Наделён макрорежимом объектива.
  2. Съёмным аккумулятором бОльшей ёмкости (250 снимков и более 2 часов видеозаписи).
  3. В сравнении с Rekam iLook S755i - космической красоты и вселенского размера экраном (2.7 дюйма — это не мало, ведь у выпущенной в 2016 году Sony a68 — экран такого же размера!).
  4. Честнее. Информация в EXIF выглядит гораздо правдоподобней.
  5. Обладает электронной системой стабилизации, которая бесполезна в фоторежиме, но весьма полезна при видеосъёмке.
  6. Позволяет своему пользователю пусть и косвенно, но влиять на параметры съёмки посредством выбора «Сценического режима» и прямого назначения чувствительности (ISO) в программном режиме.
  7. Оснащён годной вспышкой.
  8. Упакован в более привлекательный и эргономичный корпус.
  9. Лишён вносящего оптические искажения защитного стекла.
  10. Имеет зеркальце для автопортретов.
  11. Гораздо лучше укомплектован - зарядным устройством и реально полезным (а не вредным для здоровья самой камеры, как у Rekam iLook S755i чехлом).

Правда, не обошлось и без досадных промахов (опять же, в сравнении с родственным ему предком — Rekam iLook S755i):
  1. У DEXP DC5100 снизилось разрешение фотоматрицы.
  2. Уменьшилось количество кнопок, отчего существенно ухудшилась оперативность управления.
  3. Ушла серийная съёмка в полном разрешении.

Можно ли порекомендовать DEXP DC5100 к покупке?

Фотолюбителю или молодому человеку, у которого почти наверняка в кармане смартфон с приличной камерой — нет.
Зато ребёнку — да!
Дети — удивительнейшие существа. Их взгляд на мир столь не похож на наш, что нам, взрослым, он порой кажется взглядом существ с другой планеты. Вручите своему ребёнку DEXP DC5100 и он засыпет вас снимками с самыми неожиданными ракурсами и сюжетами. Такими, что Анри Картье-Брессон позавидует!
Моя дочь, кстати, в восторге от DEXP DC5100. Часть снимков в галерее сделаны ею.
А ещё, я бы порекомендовал покупку DEXP DC5100 в качестве подарка своим престарелым родителям. Им как раз придётся впору его простая эргономика и логика управления.
Многим из нас приходится жить вдали от своих родителей, но если вы подарите им камеру, подобную DEXP DC5100 с твёрдым наказом снимать всё чем они живут, то я уверен, благодарность ваша этой маленькой и очень несовершенной коробочке не будет знать границ. DEXP DC5100 сохранит для вас теплоту степенного уклада жизни ваших близких из которой вы, как из неиссякаемого источника сможете черпать поддержку в самых сложных жизненных ситуациях.

Напутствие производителю

То, что DEXP привезла на Российский рынок фотоаппарат — очень хорошо. При нынешнем курсе рубля фототехника от мировых производителей стала гораздо менее доступной. Плохо то, что DEXP не контролирует хитрых китайцев хотя бы вот таким нехитрым способом, как сделал это в своём обзоре я. А ведь если заставить изготовителя DC5100 выполнить ряд несложных модификаций, то камера может стать и вправду настоящим хитом. Или даже открытием не только на Российском, но и на мировом рынке. Для этого нужно не так уж и много:
  1. Вернуть матрицу с вменяемым разрешением и размером. Разрешение можно даже сделать невменяемым, но только в бОльшую сторону — тогда мы получим так называемую «вычислительную камеру».
  2. Включить возможность сохранения снимков в формате RAW. Или хотя бы в TIFF (раньше при изготовлении многих древних мыльниц нередко так и поступали) или PNG.
  3. Включить полный контроль над выдержкой.
  4. Расширить диапазон доступных значений ISO хотя бы до 1600.
  5. Сделать штативное гнездо. Этот пункт не сильно важен, но всё же.
  6. Уменьшить степень сжатия JPEG-файлов при максимальных настройках качества.
  7. Вернуть серийную съёмку в полном разрешении (и в RAW тоже).
  8. Включить во время просмотра отснятых фотографий отображение важнейших параметров снимка (экспопары и значения ISO).
  9. Хорошо бы и на съёмочном экране отображать выбранное автоматикой значение ISO при автоматическом управлении этим параметром.
  10. Сократить лаг затвора.
  11. Вернуть кнопку прямого запуска режима просмотра отснятого материала.
  12. Реализовать в меню возможность отключения режима записи аудио. Чтобы он вообще не появлялся при смене режимов.
  13. Открыть API, выпустить в широкий доступ SDK для того, чтобы энтузиасты могли сами модифицировать прошивку (естественно, на свой страх и риск). Тогда и делать то почти ничего не придётся, а камера приобретёт статус культовой.

Теперь обещанный «бонус»

Rekam iLook S950i - вполне современная камера, которая стоит дороже DEXP DC5100 и обладает более широким углом зрения объектива, но лишена переключателя диапазонов фокусировки. В остальном (оформлением экранного меню и качеством съёмки) – удивительно похожа на DEXP DC5100.

О том, как снимает DEXP DC5100 я планировал поговорить в следующей части обзора, которую напишу если на то будет живой интерес читателей. Но нельзя же вас оставлять без примеров того, как снимает обозреваемый аппарат! Поэтому, милости просим в фотогалерею DEXP DC5100.
Только не судите его слишком строго — изрядную часть из времени тестов в наших краях была премерзкая погода с серым безрадостным светом, что наш герой с успехом и передал на сделанных с его помощью фото.

Галерея фото


Это фото сделала дочь и сказала, что её привлекли в нём оптические искажения. Мне кажется, что искажения вызваны отнюдь не оптикой, а электронным затвором, поскольку снимок сделан в движении, то тут имеет место эффект сродни "роллинг-шаттеру".


В метро (особенно на длинном эскалаторе) очень мало света. Тут бы ещё сильнее укоротить выдержку!.. пусть даже ценой невероятного подъёма ISO и, как следствие, дикого цифрового шума на снимках, но нет такой возможности у DEXP DC5100. Даже пост-фактум - в графическом редакторе, потому что тянуть из JPEG нечего. Его компрессия уже все "тонкие различия" в цветах пикселей "съела". Усиливать нечего.


Даже днём, пусть и пасмурным, DEXP DC5100 не хватает краткости выдержки при ISO 400, чтобы заморозить движение, а поднимать ISO больше некуда.


Кто бы мог подумать?! Ночь, ISO 100, но рука тверда и один из двух снимков оказывается вполне себе ничего. Вот говорил же я! Серийная съёмка DEXP DC5100 нужна. А уж если она будет сопровождаться функцией, подобной Nikon-овской BSS (Best Shot Select), то с такой камерой можно отправляться и в огонь, и в воду - не подведёт!


Тут пригодилась бы возможность изменения способа экспозамера на "точечный". Я воспользовался простой экспокоррекцией вниз на один стоп и этого оказалось мало - света "выбиты".

14 декабря 2016 г. 03:17
12
3303
41
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Пользователи, оставляющие комментарии, несут полную правовую ответственность за их содержание.
Информация об IP-адресах сохраняется.

В комментариях запрещено:

  • Использовать нецензурные выражения, оскорбления и угрозы.
  • Публиковать адреса, телефоны и ссылки содержащие прямую рекламу.
  • Обсуждать цену товара в разных регионах сети DNS и её изменение.
  • Писать отвлеченные от темы и бессмысленные комментарии.
  • Старый, такого же типа фотоаппарат casio 2004 года рождения по качеству снимков, удобству "делает" этот DEXP. В 2016 стыдно такое не только продавать но и производить.
    Ответить # Veveds 16 декабря 2016 г. 23:47
    • Модель подскажи?
      Ответить # MrMangust 17 декабря 2016 г. 01:07
      • Присоединяюсь. Мне тоже модель интересна. Но вообще, в вашем сообщении нет никакого откровения. Я ведь тоже привёл сравнение с камерой ещё более старой - 2000 года выпуска - Olympus C3030Z. Вот только Олимпус этот - камера топ-уровня. С огромной почти полдюймовой (1/1.8) матрицей и шикарнейшим объективом с постоянной светосилой f/2.8 на всех фокусных расстояниях. А DEXP стоит очень и очень недорого. Обладателю какой-нибудь кнопочной звонилки вполне будет уместным фотомодулем.
  • Хотелось бы отметить, что судя по качеству снимков, отсутствию серийной съемки и FullHD видеозаписи, сенсор скорей всего не CMOS, а вполне так CCD.
    Ответить # Аноним Киров 16 декабря 2016 г. 19:36
    • CMOS - не сомневайтесь. Они дешевле CCD. А то что скорости не хватает для FullHD, так это проблема процессора. Нет серийной съёмки - отсутствие дополнительного чипа памяти.
  • Мда... качество снимков конечно не очень (чтобы бренд не обидеть).
    Ответить # *OmEgA* N@VIG@TOR 14 декабря 2016 г. 11:57
    • А вот моей дочери (она довольно серьёзно занимается в "художке") оно как раз очень понравилось. Я переспросил её, указав на "акварельность", но она ответила, что именно это ей как раз и нравится. Кстати, я забыл в обзоре отметить, что DC5100 неизменно одерживал победу в точности цветопередачи. Тот же Rekam в сложных условиях врать начинал люто, а DEXP давал приятные цвета, очень похожие на те что видит глаз. Так что: "на вкус и цвет фломастеры разные" :) DEXP DC5100 просто имеет право на жизнь в своей ценовой категории. Не нравится вам - не покупайте. Бренд конечно обижать не надо. Но я надеюсь, что определённые выводы будут сделаны и следующий продукт окажется на голову выше нынешнего. Лишь бы они не бросили совсем это дело.
  • Отлично. Спасибо автору!
    Ответить # interiorwriter 14 декабря 2016 г. 05:58 1
  • Хороший блог! Ник у вас интересный.. :)
    Ответить # MrMangust 14 декабря 2016 г. 04:55 2